АНТИСЕКТАНТСКАЯ ЦАРСКАЯ РОССИЯ

Самара и культы

Ретроспектива культов 100 лет назад и сейчас
В книге «Русские сектанты: их учение, культ и способы пропаганды» очень часто упоминается Самара, а некоторые культы, которые были очень развиты на юге и Закавказье Царской России, возникли в Самаре или основаны выходцами из региона.
6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 15 тысяч жителей. К концу XIX века население Самары достигло 90 тысяч человек, а к 1916 году здесь уже проживало около 150 тысяч человек.
Газета «Волжский день» (Самара) 31 июля 1917 года​
Мы решили сделать отдельную страницу, которая позволит читателю лучше сориентироваться в статьях, которые затрагивают Самару.

Читая строки миссионеров, написанные более ста лет назад, их волнения за страну, переживания за развитие Православия и сильное доминирование сект, с удивлением понимаешь — ситуация «тогда» мало чем отличается от ситуации «сейчас».
В начале 20 века
Самара, как и вся Царская Россия стала открыта перед новыми религиями и сектами, которые хлынули в страну. К ним добавились внутрироссийские ереси, которые воспрянули после императорского Указа 17 апреля 1905 года, о даровании свободы вероисповедания.
Наиболее сильными сектами и ересями были те, которые возникли в небольших селениях и деревнях в самарской губернии. Отдельно выделяется Сызрань, с крупнейшей городской общиной хлыстов и частыми выступлениями проповедников штундобаптистов.

Самара мало чем отличалась от регионов, где распространялись типичные ереси того времени: хлысты, штундобаптисты, протестантские секты и так далее.

Традиционные религии обескуражено смотрели на этот всплеск культов и сект, погрязая в синодской бюрократии и слабых попытках противостоять пропаганде сект.

Удивительно, что Самара была известна не только "гуру", но и борцами с сектами. Один из последних миссионеров столицы России Санкт-Петербурга до революции 1917 года - Дмитрий Иванович Боголюбов, активный борец с сектами и культами, выходец из Самары.

Ниже подготовленный список статей про секты и известных лиц, которые связаны с Самарской губернией.
В статье упоминаются небольшие группы сектантов в Самарской Губернии, их слабое развитие и пассивность. Секта в регионе присутствовала в селе Новоузденск (ныне территория Саратовской области), слободке Орловом-Гаю и Кириловке. Секта потом частично иммигрировала в Канаду.
В статье упоминаются группы сектантов "молокан-толстовцев" и "штундо-евангелистов", которые активно работают в Самарской губернии.
В статье упоминаются самарские группы "штундоевангелизма", возникшие в Самарской епархии в 80-х годах 19 века. Автор относит их к штундомолоканам, которых РПЦ на тот момент считала одной из самых опасных российских сект, имеющих политические связи.
Статья про подвид молокан — «Общие», которые возникли в Самарской губернии и активно развивались в Закавказком крае Царской России на начало 20 века. Секту создал в 1820-х годах крестьянин из Самарской губернии, Николаевского уезда, с. Яблоневого Гая Михаил Акинфеев (сейчас территория Саратовской области).
Автор статьи про секту "Пашковцев" - Дмитрий Иванович Боголюбов (17.02.1869, с. Барабановка Бузулукского уезда, Самарской губернии — 22.06.1953, г. Сергиев Посад Московской обл.), протоиерей, епархиальный миссионер Санкт-Петербурга, проповедник, церковно-общественный деятель.

Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам.
В статье рассказывают про работу сектантского проповедника Якова Винса, который даже требовал скидку на речные путешествия по Волге от Самарского губернатора, так как он много ездил в Сызрань.

Также упоминается организация массовых детских праздников для вербовки новых членов секты.
Упоминаются общины секты в с. Ташла и особенности в религиозных догматов, значимость радений, нападки на православные храмы и особенности обрядов посвящения у самарских хлыстов. Затрагивается проблема алкоголизма и многоженства у самарских сектантов.
Краткое упоминание самарских скопцов, которые избегали оскопления и назывались в народе "сухолюбами", а сами себя именовали "духовными скопцами".
Основатель секты Аникей Борисов был из Самарской губернии. В последствии был выслан в Закавказье, где обрел "духовное прозрение" и стал распространять свое учение. Прыгунские песни были очень популярны у рядовых хлыстов и мормонов в Самарской губернии.
Секта самарских "мормонов" возникла в 1840-х годах и активно развивалась в десятке населенных пунктов губернии, потом перебравшись в Закавказье Царской России. Движение не имеет отношения у американскому культу и полностью аутетичное.
Набор экзотических и небольших сект в Самарской губернии, среди которых есть многоженцы, обряды через избивание с испусканием газов и много других странных ритуалов.
В статье упоминается приезд в 1905 году известного английского проповедника-баптиста Эдварда Грабба из Лондона в Самару. На собрании баптистов (на котором присутствовали и православные) он произнес проповедь на английском языке, которую перевел местный студент.
Рекомендуем прочитать еще одну статью, где описана общая ситуация в дореволюционной России
Подробное описание методов вербовки и индоктринации в сектах, которые активно применялись в Царской России в начале 20 века. Наружная реклама, прямые продажи, массовые культурные мероприятия и многое другое.
В начале 21 века
Современная Самара продолжает оставаться городом в котором сильно влияние различных деструктивных культов. Некоторые из них возникли именно тут и смогли распространиться в десятках других регионов.
Наиболее известной в рамках страны организацией является движение Пеуновой, но помимо нее активно работают филиалы Саентологии, мормонов, кришнаитов, адепты Лайфспринга, небольшие группы сатанистов, новоявленные "свидетели СССР" и запрещенные "экстремисты" из Свидетелей Иеговы.

В 90-е года под Самарой был большой региональный центр Белого центра, которые пытались устроить самосожжение. В начале 2000-х в Тольятти на несколько лет перебрался федеральный центр культа "Ашрам Шамбалы". В 2007 году в Самаре со скандалом выяснилось, что секты скупают детские лагеря отдыха и пытаются там выращивать "правильно духовно развитых детей".

Люди все также доверчиво относятся к "добрым людям", которые предлагают им "развитие" и "духовное просвещение". К явным злодеям добавились "психологи из инстаграмма" с многочисленными коучерами и экспертами, которые заполонили социальные сети и учат как правильно жить, стремясь к великим целям.
Другие публикации про секты в Самаре
Интервью о самарских сектах из уст историка церкви
Статья про тренинговый центр «Совершенство» и Ирину Шкиль.
«Медиазона» про движение «Воля» Светланы Пеуновой (она же Лада-Русь)