Обращаясь к способам скопческой пропаганды, мы должны сказать, что в общем они те же, что были раньше. Характер ее везде почти обычный:
- сперва проповедь покаяния, призыв народа к исправлению греховной жизни, полной пьянства, сластолюбия, женолюбия и разврата,
- а затем приглашение к высшему, по мнению скопцов, подвигу— к оскоплению, которое будто бы делает человека чуждым не только плотских пожеланий, но и привязанности ко всему мирскому, вследствие чего он становится ближе к Богу, как источнику своего бытия и блаженства.
Нужно заметить, что изуверное учение скопчества, требующее от его членов уродования себя, а также строгие законодательные меры против этого, служат причиной тому, что эта секта редко находит себе последователей среди православных людей, хорошо понимающих, что не в отсечении или уродовании членов тела, а в отсечении дурных мыслей, стремлении и дел состоит нравственное усовершенствование человека.
Вот почему
в скопчество уходят люди исключительно мистического настроения и главным образом
побывавшие раньше в секте хлыстов. Стремясь к лучшей нравственной жизни и попав в хлыстовщину с ее крайним развратом, часто сознавая полное свое бессилие в борьбе с ним, как в хлыстовских «кораблях», так и в личной жизни, они решаются на изуверство, видя в нем высший подвиг христианского самоотвержения, дающий им телесный и душевный покой на земле и открывающей двери рая на небе.
Будучи бездетны и обыкновенно обладая, вследствие воздержания в пище и трезвости, а также и присущей им скупости, значительным состоянием, скопцы везде
стараются совращать других в свою секту обещанием материальных выгод и
совершением духовных завещаний в пользу намеченных жертв своего изуверства. В последнее время, с целью увеличения своей секты, скопцы посещают Иркутскую, Харьковскую и Бердичевскую ярмарки,
отыскивают сирот и детей бедных родителей, берут их к себе под условием воспитания и усыновления, обещая, как бездетные, отдать им по духовному завещанию свое состояние, и потом оканчивают все это оскоплением несчастных детей.