Секта «духоборов»

Статья преподавателя Полтавской духовной семинарии Владимира Николаевича Терлецкого о религиозной секте «Духоборов», переселении в Канаду и влиянии толстовцев на идеологию культа.
Вопрос о происхождении и первоначальной истории секты духоборов остается до сих пор еще не разъясненным. Секта эта стала известна сравнительно поздно, где-то в середине XVIII века, причем появилась она в то время уже с сформировавшимся сообществом с более или менее определенным вероучением.

Первыми известными организаторами и главными вожаками духоборов были: Силуан Колесников среди Екатеринославских духоборцев и Илларион Побирохин и Савелий Капустин среди Тамбовских.
Духоборская женщина с детьми. 1899
Въ начапе XIX в., по распоряжению Императора Александра I, все духоборы были переселены на Молочные воды, в Мелитопольский уезд Таврической губернии. Здесь, при содействии со стороны правительства, духоборы устроились очень хорошо. Основанные ими по течению реки Молочной поселения: Терпение, Горелое, Богдановка, Тамбовка, Спасское и др. приняли вид цветущих колоний.

Во главе переселившихся сталъ Савелий Капустин, который управлял духоборами, как «пророк, царь и Христос». Личность Савелия Капустина в истории духоборов имеетъ огромное значение и стоит на такой высоте, до которой не поднимался ни один из духоборческих вожаков. Под его верховным управлением духоборы на Молочных водах образовали как бы особое «духоборческое государство» в государстве^. Всеми делами он распоряжался бесконтрольно и управлял деспотически, его мнение считалось окончательным и безапелляционным. В помощь себе Капустин установил особый Совет, состоящий из 30 лиц, из которых 12 исполняли обязанности апостолов.

Управление совета, руководимого Капустиным, было построено всецело на системе страха, шпионства и деспотизма. Желая закрепить свою власть за своим потомством, Капустин стал учить, что душа Иисуса Христа переходит преемственно от отца к сыну в одном и том же роде Капустиных.

Вследствие этого в духоборческом обществе явилась наследственная верховная правительственная власть, которая почти в течения столетия принадлежала священному роду Капустиных-Калмыковых. По смерти Капустина (ок. 1820 г.) должность пророка и высшее управления духоборами перешли к сыну его Василию, принявшему с целью лучшего укрывательства от гражданской власти фамилию нареченного отца, — Калмыкова. Но Василий не был похож на своего отца ни по уму, ни по характеру; кроме того, он предавался пьянству и распутству.

По его же следам пошел и преемник его Илларион, ставший во главе духоборов с 1832 года. Вследствие этого в духоборческой общине возникли большие беспорядки, и она лишилась того цветущая состояния, в котором находилась прежде. Совет 30-ти, захватив фактически власть в свои руки, стал преступным гнездом и трибуналом жестокой и кровавой инквизиции; достаточно было легкого подозрения в измене духоборству, чтобы подвергнуться самой жестокой пытке.

Комиссия, назначенная правительством и производившая расследование с 1835 г. по 1839 г., обнаружила здесь много злоупотреблений и страшных преступлений. Вследствие этого, в 1839 г. последовало Высочайшее повеление «чтобы все духоборы переселены были из Молочных вод и водворены в закавказкую провинцию под строгий надзор».
Елисаветпольские духоборцы
В начале 40-х годов духоборы переселились в Закавказье и основали свои поселки главным образом в Тифлисской, Ахалкалакской губерниях и Елисаветпольском и Карском уездах. Здесь так же, как и на Молочных водах, они представляли особое «духоборческое государство», на Россию смотрели, как на соседнюю дружественную державу, все отношения к которой ограничиваются с их стороны лишь уплатой «дани». Верховная власть в этом государстве принадлежала потомкам наследственной «священной династии» Калмыковых, сначала Иллариону, скончавшемуся вскоре после переселения, потом сыну его Петруше Калмыкову, а после его смерти (1864 г.) жене его «богородице» Лукерье Васильевне, которую духоборцы обычно титуловали «их милость» Луша.

Резиденцию свою духоборческие управители имели в с. Горелом, в так называемому Сиротском доме, который олицетворял собой и осуществлял все функции высшей государственной власти. Главным советником и правой рукой правительницы Луши был старшина Алеша Зубков, на которого была возложена трудная обязанность вести сношения с органами правительственной власти, носящей у духоборов название «халдеи». Все искусство его «внешней политики» заключалось в умении поставить дело так, чтобы власть была духоборами всегда довольна и поменьше всматривалась и вмешивалась в их внутреннюю автономную жизнь. И действительно, с начальством Зубков удивительно умело ладил и считался образцовым старшиною.
«Богородица» Лукерья Васильевна Калмыкова aka «Их милость Луша»

Местная интеллигенция метко называла его «духоборческим Бисмарком», и это название, характеризуя общественное значение Зубкова в духоборчестве, вполне подходило ъ нему и по внешнему сходству.

Благодаря хитрой, ловкой политике Зубкова, духоборы приобрели особое блаволение власти и им делались всякие льготы и попущения. Так, например, управительница их Луша завела свой вооруженный конвой, в несколько десятков всадников, в костюме чуть ли не конвоя Его Величества. Конвой этот мчался за Лушей всегда и везде, по городам и селам, даже, когда она появлялась в Тифлисе, на глазах у высшей власти.

Суд и расправу чинили по кодексу духоборческих законов, утверждала решения суда сама правительница. При всяком случае уклонения от установившегося режима применялась система жестоких наказаний:

  • кошки [кнут трехвостка],
  • плеть,
  • подземелья.
Духоборов пороли, как нигде в мире, но жаловаться никто не смел и в силу верований в непогрешимость власти правителей, и в силу страха подпасть большим наказаниям. К своему суду и расправе духоборы допускали даже и туземцев, имевших какие либо столкновения с сектантами.
Вследствие этого естественно, что в течение 50-ти лет не возникло ни одного дела по жалобам духоборов на своих членов ни в административных, ни в судебных учреждениях. Такое своеобразное поведение духоборов, по видимому, нравилось местной власти, возбуждало симпатии и вызывало горячие похвалы спокойному, трудолюбивому духоборческому муравейнику,-— как образцовым плательщикам податей (дани) и тихим скромным людям. А касательно того, какие жестокости происходили в подземельях и на конюшне Лукерьи Васильевны, никто и знать не хотел…

Въ течете целых десятилетий духоборы привыкли слепо повиноваться своим правителям; строжайшая дисциплина, закрепленная еще с детства террором, отучила их от самостоятельного мышления и собственной воли. При этом, так как грамота и просвещение в течение столетия подвергались остракизму их вожаками, то духоборы представляли собою массу темную, слепую, суеверную. Как пчелы около своей матки, так и они группировались около своего «Сиротского дома», — называемого ими также «Сионом», «Лаврой», — слепо и беспрекословно исполняя веления своих правителей, как бы под час прихотливы, нелепы и и даже прямо незаконны они ни были.

В 1886 г. умерла духоборческая «богородица» Лукерья Калмыкова. С этого времени в жизни духоборов начинается период смуты и неурядиц. Прямого наследника и преемника умершая «богородица» не оставила, и духоборы из-за выбора нового управителя разделись на две парти.

Одна партия желала иметь своим правителем Петра Веригина молодого духоборца, секретаря и фаворита «их милости Луши»; другая же партия стояла за Алешу Зубкова. Поэтому, когда Веригин пожелал было силою овладеть «Сиротским домом» и, таким образом, захватить в свои руки общественное достояние и капиталы, a вместе с ними и верховную власть над духоборами, то меньшая партия, во главе со старшиной с. Горелого Алешей Зубковым, обратились к помощи правительственной власти, прося у нее защиты от Петра Веригина с его сообщниками.

Гражданские власти, действительно, не допустили насильственных действий Петра Веригина, и сам Веригин, как виновник внутренних смут и волнений, открыто выдававший себя за пророка и называвший себя «царем над царями», был выслан в административном порядке в г. Шенкурск, Архангельской губернии. Так духоборы разделились на две партии:

  1. большую «Веригинскую»
  2. и меньшую «Гореловскую», или, как называли ее в насмешку, «правительственную».
Дом П.В. Веригина в селении Орловка
Князь Дмитрий Александрович Хилков
В это же время среди духоборов началась пропаганда Толстовского учения. Толстовщина совершенно выбила из колеи духоборческую массу Веригинской партии и послужила источником позднейших беспорядков и волнений.

Находясь в ссылке, Веригин был совращен в толстовство и через ходоков, которые по временам являлись к нему от духоборов из Закавказья, он передавал свои новые убеждения. Но особенно энергично пропаганда толстовства среди духоборов велас в начале девяностых годов административно высланными в Закавказье толстовцами князьями Хилковым, Бодянским, Дубченко, Прокопенко и др.
Хилков и Бодянский, записав исповедание веры духоборов и найдя его крайне извращенным, принялись за исправление духоборческого катехизиса и издали его в новой исправленной редакции, под названием «Исповедная песнь христианина».

Здесь, используя типичную духоборческую форму изложения и порядок повествования, авторы ввели в духоборческий символ Толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов, ответы на которые даны в духе чистой анархии. С целью пропаганды агитаторы объезжали все духоборческие селения, везде устраивали богомоления, после которых велись продолжительные увещевания и проповедь новых, во многом сродных и приятных духоборам, воззрений. Читались письма и наказы якобы от Петра, устная проповедь подкреплялась чтением Нового Завета и книг толстовских, «вычитывали в смыслах», как выражались духоборы.

Проповедники проживали по несколько недель в каждом селе, беспрерывно по утрам, днем и вечером собираясь для молитв и бесед. Такая назойливая, настойчивая, экзальтированная проповедь быстро овладевала умами и сердцами духоборов и неудивительно, если духоборы — веригинцы, предоставленные сами себе, лишенные твердой и сильной власти, с которой они свыклись в течение вековой жизни, стадно ринулись в омут анархии.

Пропаганда, однако, велась с хитрой постепенностью, отправляясь от более знакомых духоборцам коммунистических начал. Сначала стали заводиться артельные мастерские, кузницы, портняжные мастерские и т. д.; затем артельная запашка и обработка полей, причем вымолоченный хлеб отмеряли по количеству едоков; далее запрещено было заниматься извозным промыслом и торговлей, наниматься в услужение и иметь у себя слуг, требовалось во всем обходиться личным трудом. Потом решено было, что не должно быть ни богатых, ни бедных среди духоборов, и вожаки потребовали продать весь лишний скот и уравнять имущество и деньги.
С этого момента начались уже протесты со стороны более зажиточных и здравомыслящих духоборов, которые поняли, что новое учение слишком явно пошло в разрез с воззрениями и бытовыми обычаями старых духоборов и угрожало полным разорением.

В среде веригинской партии произошел раскол, образовалась новая партия воробьевская, во главе с Алешей Воробьевым, другом Веригина, которая выстроила свою оппозицию фанатическому увлечению веригинцев на следующих соображениях:

Алексей Федорович Воробьев
Архитектор и строитель Сиротского дома и Могилочек. Май 1914г.
«по духоборческому учению, Христос может воплотиться только в духобора, а так как Веригин принял новое учение, то он уже не духобор, следовательно, и Христос не мог в него воплотиться, а раз он не Христос, то и повиноваться ему не следует"*.

Однако, более Фанатичные веригинцы пошли далее вслед за вожаками толстовцами, которые предписывали все новые и новые правила.

Требовалось:

  • бросить есть мясо, по заповеди «не убий»,
  • прекратить брачное сожитие, чтобы убить плод и прекратить род, ибо наступают времена, когда не женятся и не выходят замуж;
  • требовалось бросить службы двум господам и служить одному Богу, т. е. не повиноваться начальству и не делаться «рабами человеков»,
  • отказаться от взносов податей,
  • не давать рекрутов и т. д.

С 8 Ноября 1894 г. постники,—так стала называться партия, принявшая всю до мелочей толстовскую теорию, с вегетарианством включительно,—прекратили употребление мясной и рыбной пищи, чаепитие, водкопитие, курение табака и сожитие с женами. Последняя заповедь и вегетарианство отразились у духоборов страшным потрясением семьи: отец восстал на сына, дети на родителей, жены на мужей, мужья на жен, — происходили потрясающая сцены совершавшейся в духоборчестве трагедии.

Постники перестали иметь общение с женами, кто ел мясо, кто нет, жены скрывались от мужей, оставляя их беспомощными с грудными младенцами, в каждом селе находилось по несколько десятков совершенно разбитых семей. В то же время началось практическое проникновение в их среду антиправительственных и анархических идей. В начала 1895 г. постники заявили правительственному старшине, что списка по воинской повинности составлять не надо, так как они решили не признавать более царя и властей, а воинской повинности отбывать не будут.

Избранный в старшины духобор заявил, что неправедному кесарю служить не будет, и не захотел принимать дела волости. Царские портреты духоборы-постники вынесли из своих домов. В ночь на 29 июня они заранее условились сжечь все находящееся у них оружие и произнести торжественное отречение от убийства, войны и воинской повинности, после чего должна начаться сдача ополченских свидетельств и выход из рядов войск состоящих на действительной службе солдат.
Духоборцы с. Богдановка
Таинственная, секретная подготовка к обряду торжественного сожжения оружия страшно разожгла фантазию темной обезумевшей массы, породила множество суеверных слухов и навела панику на все духоборье.

Среди женщин ходили нелепые толки, что Кавказ сгорит, что будет новое небо и грешная земля обновится, наступит новое царство, где будет «пища неистощимая, рубахи неизносимыя», в это царство скоро введет их Петруша, явившись в облаках на белом коне, он опустится на землю и будет возседать среди трех царей и судить неверных, а для духоборов начнется 29 июня Царствие Божье и благодатная райская жизнь на земле.

Сожжение оружия совершено было с большою торжественностью. Горели ночью на горах облитые керосином кучи хвороста с положенным на него оружием. Далеко видно было это зарево, и в тишине ночной разносились громкий треск и выстрелы от заряженных ружей и револьверов. Духоборы—постники, собравшись тысячной толпой, от мала до велика, к месту сожжения оружия, в праздничных одеждах, стояли внизу горы, читали и пели псалмы всю ночь и совершали свою «литургию».
Таинственными приготовлениями к этому грандиозному аутодафе были встревожены местные власти, темъ более что среди духоборов торговой партии разнесся слух, что постники хотятъ сделать нападение на «Сиротский дом». И можно только пожалеть, что губернатор избрал этот неподходящий момент для непосредственного воздействия на обезумевшую массу духоборов, явившись с казаками во время моления у священной пещеры нафантазированной тысячной толпой.

Происшедшие здесь при встречи беспорядки были крайне острого анархического характера, так что казакам пришлось употребить ъ дело нагайки. Духоборы при этом так были экзальтированы, что видели целой толпою на Небе видение. Подняв глаза к небу, они пали на колени и кричали: «вот Петруша, наш спаситель, вот он, батюшка»! Иллюзия до того была реальна, что и губернатор, и свита его также начали смотреть вверх и искать в облаках «Петрушу».

После событий 29 июня во всем духоборьe ополченцы начали производить сдачу свидетельств, служившие на данный момент в рядах войск сложили оружие к ногам своих командиров. За свое преступное поведение духоборы—постники (около 4-х тыс.) были расселены маленькими группами по 2—3 семьи среди туземного населения, где и прожили около двух лет. В это время главные виновники постигших духоборов бед и разорений — толстовцы стали агитировать в пользу переселения духоборов за границу.

Духоборы с восторгом приняли эту мысль и поспешили испросить разрешение Правительства. Последние, чтобы прекратить бесцельную борьбу с упорством фанатичной темной массы, а, главное, — чтобы освободить спокойное население духоборья от мятежной части, решило не препятствовать заграничной эмиграции духоборов-постников. Дело поиска удобных для переезда духоборов земель и необходимых средств взял на себя князья Д. Хилков и В. Чертков, поддерживаемые самым активным образом со стороны Л. Н. Толстого.
Лев Толстой и Владимир Чертков в Ясной Поляне, 1909.
Выбор их сначала пал на остров Кипр, и осенью 1897 г. сюда переселены были 1.100 духоборов. Но климатические и другие неблагоприятные здесь для духоборов условия заставили их искать другое, более удобное место для поселения.

Зимою 1898 г. князь Хилков с двумя ходоками-духоборами отправился в Америку. Здесь ловкие агенты эмиграционного комитета Канадской железной дороги завлекли его в Канаду, где им и были выбраны места для духоборческих поселений. При этом князь Хилков оказался человеком крайне непрактичным, действующим и судящим обо всем с узко-сектантской точки зрения.

Помимо того, что осмотр намеченных для поселения земель производился зимою, когда ничего нельзя было хорошо видеть, князь Хилков не обращал никакого внимания на местный условия быта и жизни и выбирал наиболее пустынную местность, заботясь главным образом о том, чтобы она была удалена от городских соблазнов и «тлетворной цивилизации». И вот дан был сигнал по всему духоборью, что духоборческие ходоки обрели новый рай в Америке.

Агитация подняла к эмиграции не только расселенных постников, но и оседлых, т. е. карских и елисаветпольских; началось новое стадное движение духоборов. Все лето духоборы готовились к переселению, распродавая имущество. Настроение у всех было приподнятое, восторженное; главный источник радости заключался в дорогой мечте, что там, под руководством Петруши Веригина начнется новая, давно желанная жизнь, устроится настоящее «духоборческое царство».

Однако же, далеко не все духоборы с легким сердцем расставались с кавказской оседлостью. Об этом свидетельствуют те слезы, которые пролили при выезде карские и елисаветпольские постники. И как ни странно, но «постники» с горя решились разделить с провожавшими их «мясниками» духоборами чашу горькую и до самого Батуми вегететарианцы страшно пьянствовали.

В конце 1898 г. и в начале 1899 г. духоборы партиями переселялись в Америку. За перевозку они заплатили часть из своих средств, а часть собрана была комитетом для переселения духоборов, куда, между прочим, Л. Н. Толстой пожертвовал весь гонорар, полученный им за «Воскресенье», в размере 30 тысяч рублей. Всех переселившихся в Америку духоборов было 7.400. Почти все они принадлежали к партии веригинцев-постников. Духоборы же других партий—гореловской и воробьевской (около 10 тысяч) остались в России.
Вторая партия духоборов переправилась на пароходе «Лейк Супериор».
Переселившиеся, при материальной и нравственной поддержке толстовцев, духоборы, встретили в новом отечестве своем одно горе, лишения и стеснения со стороны американского правительства. Об этом свидетельствует не только наш консул в Канаде господин Струвэ и частные наблюдатели жизни переселившихся духоборов, как, например, писатель господин Тверской, много лет живущий в Америке и другие, но и сами духоборы-эмигранты, писавшие не раз на родину о своем безотрадном положении в Канади. Вот что, например, пишет оттуда своим родным в Закавказье один из переселившихся духоборов, некто Гончаров:
Алексей Губанов и Савелий Астафуров
Гончаров
«Возлюбленные и дорогие братцы и сестрицы, живущие на Кавказе! Вы жалуетесь на скуку, а между тем лучше бы я и весь век свой прожил на Кавказе между армянами и татарами, чем переселился в Канаду. У меня голова кружится и руки опустились. Жизнь наша в Канаде очень горька и полна лишений.

Лес у нас таскают на людях для чего к бревну привязывают несколько человек: мужчин и женщин; в плуг при распашке земли также впрягаются люди. На днях я отправился в поле размыкать горе, и вижу в одном месте пашут два плуга, в каждый из которых впряглись по семь пар мужчин и женщин. То были наши гореловские (из села Горелого, Ахалцыхской губернии), причем в первой паре ходили Савва Астафуров и Семен Яшин (прежде были люди весьма зажиточные и владевшие крупными стадами овец и другого скота); в другом месте пахало несколько плугов, которые таскали троицкие (из села Ново-Троицкого); в третьем месте несколько стариков лопатками ковыряли землю.

Между всеми происходят споры и раздоры, порождаемые нуждой. Земля тут совершенно негодная — мелкая, как пыль, песок морской, едва прикрытый тонким слоем чернозема от навоза. Местные жители говорят, что здесь родятся только овес и картофель, часто побиваемый морозом. Худобы (скота) нет: пара лошадей стоит на русские деньги 400—600—700 р., пара быков стоит 250 р., корова — 125−150 р., пуд муки первого сорта стоит 3 р., 2-го сорта 2 р. 40 к. и 3-го сорта— 1 р. 50 к.; пуд овса стоит 80 к.—1 р.; ячменя вовсе нет, сена также нет; есть какая-то скверная трава, «ясак», ни на что не годная. Если бы наше кавказское сено да в Канаду, — ему цены бы не было. Так как жителей в Канаде мало, то летом рабочий стоит в месяц 30, 40 и даже 50 р.; зимою же рабочие вовсе не нужны.

«Милые братья, не приведи вас Господь Бог бросить русскую землю и ее разноцветные поля. Хорошо было нашим, сидя в тюрьме на казенном продовольствии, расписывать о прелестях Канады; теперь же в Канаде они мечтают о русской земле. Похлопочите, братцы, чтобы меня обратно приняли, и если напишете, что правительство разрешает мне вернуться, прийду и все вам расскажу, все горе наше вам поведаю. Если же меня обратно не примут, пойду в Америку или в Англию, но в Канаде не останусь».
Открытка «духоборы пашут»
Гончаров, спасаясь от голода и нужды, бежал из Америки в Закавказье!* Такое безотрадное положение американских духоборов еще более усилилось вследствие сурового отношения к ним канадского правительства, принудительно изолировавшего сектантов, как анархистов от американских граждан. Но в этом виноваты уже сами фанатики-духоборы, напрасно полагавшие, что их капризам и своеволию американские власти будут потакать так же, как и русские.

Недавно по словам корреспондента «Русского Слова», канадский министр внутренних дел высказался о духоборах следующим образом: «Когда мы впервые услышали о преследовании духоборов за их религиозные убеждения, мы приняли их с распростертыми объятиями. Они трудолюбивые, трезвые и честные; очень скоро поднялись они материально. Но частые вспышки фанатизма и их коммунистические тенденции подрывают их благосостояние. Властям приходится прибегать к принудительным мерам, чтобы заставить их подчиняться действующим законам».

Эти меры не всегда дают положительный результат. Так, до сих пор не удается заставить духоборов подчиниться закону о браке. Вообще правительство, говорить Оливер, охотно помогло бы духоборам вернуться на родину, да и сами они тоже не прочь вернуться.
Духоборы в Канаде
Ссылка
«Духоборы в Америке», автор В. М. Скворцов

Секта духоборов принадлежит к разряду сект мистико-рационалистических, с уклоном больше в сторону рационализма. Вместе с сектами рационалистическими духоборы отвергают авторитет Церкви, иерархию, таинство и всю внешнюю обрядовую сторону религии — иконы, посты, крестное знамение и т. д. Вместе с сектами мистическими они признают руководящим началом в деле веры и в жизни непосредственное откровение, внутреннее просвещение от Бога-Слова, обитающего в душе каждого духобора. Название свое духоборы понимают и объясняют в том смысле, что, отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа, борцами за дух. «Иже духом Богу служим, говорится в одном из духоборческих псалмов, хвалимся мы о Христе Иисусе, духа забрали, от духа берем, духом и бодрствуем».

Противники всего внешнего, духоборы не имеют никаких писаний, не признают ни Евангелия, ни Библии, ни книг святых отцов. Все это, говорят они, от человека, а все, что от человека, не совершенно. В противоположность Библии, как состоящей из мертвых букв, духоборы основывают свое учение на живом, устном предании, которое «возвестили им отцы» и которое хранится в памяти и сердцах всех духоборов. Предание это, по верованию духоборов, есть плод внутреннего откровения и просвещения от Бога Слова; оно составляет, так называемую, «Книгу животную», состоящую из духоборческих псалмов. Псалмы духоборческие составлены частично из отрывочных стихов и слов псалмов Давида, изречений Святого Писания, молитв и ирмосов* православной церкви, большею же частью из собственных духоборческих вымыслов.

Псалмы эти, называемые ими Давидовыми, — единственные молитвы, общеупотребительные у духоборов, они читаются и поются во время их молитвенных собраний. Так как духоборческиe псалмы передаются в семействах, от отца к сыну, только устно, то неудивительно, что, при совершенной безграмотности народа, многие слова и целые фразы искажены и обессмыслены до смешного. Духоборы же уверены, что каждое слово этих псалмов идет по преданию от самого Псалмопевца; они всецело и слепо верят в божественное достоинство своей «животной книги», несмотря на встречающаяся в ней противоречия, нелепости и бессмыслицу. Зазубривая наизусть слова псалмов, они часто не понимают их смысла и, когда их просят объяснить, большая часть отвечают так:

  • «Кто ж его знает, премудрость Божия, не достигнешь всего этого», или:
  • «Так родители наши читывали, так и мы читаем; так маленьких приучили — Господь знает, что там и к чему»,
  • «Не наше дело рассуждать об этом, довольно верить тому, что передано от отцов».
Ссылка
Ирмос, в византийском и русском православном богослужении — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф данной песни. Тексты ирмосов гимнографические.
Духоборская женщина с детьми
Кроме мистического начала, положенного в основу учения духоборов, в духоборчестве заметно еще отражение идей пантеизма (в учение о Боге) и дуализма (в учении о человеке).

Бог, по воззрениях духоборов, представляется не самостоятельным существом, лично и самобытно существующим, но как бы слитно и нераздельно пребывающим в Мире и в их избранном духоборческом роде. «Богъ один, но в трех лицах, говорят духоборы, и поясняют троичность в смысле проявления различных сил в природе и в человеке:


  • «Троица в природе: Отец — свет, Сын — движение, Дух — покой;
  • в человеке: Отец — память, Сын — разум, Дух — воля; Бог—троица едина».
Таким образом, Бог пребывает в человеке, как память, разум и воля, и Троица Божественная не имеет самостоятельного бытия, она существует в роде человеческом, и особенно пребывает в роде избранных и праведных, т. е. духоборов.

Об Иисусе Христе у духоборов нет ясного и определенного учения. Одни, не признавая Иисуса Христа личным и ипостасным существом, считают Его силой божественной, проявляющейся в природе и в людях праведных, в Ветхом Завете — в патриархах, пророках и других благочестивых людях, а в Новом Завете в духоборах; Он рождается, страдает, умирает и воскресает в сердце каждого верующего. Другие говорят, что Христос был Сыном Божьим в том же смысле, в каком и духоборы называют себя «сынами Божьими». «Наши старики, говорят духоборы, знают еще больше, чем Христос».

Цель страданий Христа состояла в том, чтобы, подать пример страданий за истину. Распяли Христа жиды, т. е. православные. Это видно из того, что Христа распяли первосвященники и книжники, а православные имеют у себя священников, умеющих читать книги, следовательно, они то и есть потомки первосвященников и книжников, распявших Христа. Потом они одумались, сознали свою вину и, чтобы загладить ее, стали поклоняться Христу мертвому, то есть кресту и иконам. А живой Христос, скрывшись от них, переселился в избранный духоборческий род.

Души человеческие, по учению духоборов, существовали до творения видимого Мира и пали вместе с другими павшими тогда духами. Причиною падения была гордость человеческая и его стремление к славе. После своего падения человеческие души стали посылаться на землю и облекаться плотью именно в наказание за это падение. Таким образом, внешний видимый мир и тело — это темница души. Сюда душа посылается для того, чтобы чрез стремление к добру получить прощение грехов, или же через стремление ко злу подвергнуться осуждению на целую вечность. Так как земные тела, в которые облекаются подобие души, недолговременны, то духоборы полагают, что души по смерти одного тела, переходят в другое: души добрые переселяются в души других людей, а души злые — в животных.

По переселении душа ничего не помнить из прежней жизни, потому что «дни человека, как трава, как цветок полевой, так он цветет; пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его». (Пс. 102, 15—16). Будущая жизнь будет заключаться не в воскрешении бренного тела, а в воскрешении падшего духа. Мир не окончится, а останется вечно; при кончине века грешники истребляться с лица земли.
Духоборцы Казаков и Рыбин в Канаде
Церковь, по учению духоборов, есть собрание тех, кого сам Бог выделил из среды людей мирских. Эти избранные не обладают никаким особенным символом, не соединены в одно отдельное общество, с определенным учением и богослужением, они рассеяны по всему миру и принадлежат к разным исповеданиям. В более конкретном смысле под церковью духоборы подразумевают именно самих себя. «Мы—живые храмы Божьи, престолы, седалища Бога. Церковь — это мое личное я».

В каждом духоборе воплощается святая Троица:


  • он есть и священник,
  • и жертвенник,
  • и жертва.
«Сердце есть алтарь, воля — жертва, священник — душа».
Из такого определения само собою следует, что в церкви не может быть особых иерархических лиц. «Богослужебные обряды всех наружных церквей в мире, говорят духоборы, различные учреждения, одежды и действия вымышлены после апостолов; сами по себе они—мертвые знаки, безразличные действия и для чад Божьих не нужны».

Кроме религиозного элемента, в учении духоборов довольно явственно выражены и элементы социально-политические. По мнению духоборов, не нужно быть на земле никаким властям,—ни духовным, ни светским, потому что всё люди между собою равны. Власти, если и необходимы, то для сынов Мира сего, чтобы злые не истребили друг друга. Но чада Божьи, т. е. духоборы исполняют сами, что следует, без принуждения, поэтому власти для них не нужны. И судебные расправы не нужны для сынов Божьих: на что тому суды, говорят они, кто сам не захочет кого-либо обидеть? Не позволительна, по их мнению, и клятва, не позволительно носить оружие и сражаться против врагов. При встрече с начальствующими лицами духоборы не имеют обыкновения снимать шапок и в разговоре вместо титулов употребляют: «господин» или «почтенный».

Молитвенные собрания духоборов происходят таким образом. Собравшись в просторную горницу, мужчины располагаются с одной стороны, женщины с другой, постарше годами сидят на лавках, остальные стоят. Заседающий в переднем углу начинает читать псалом (наизусть) по собственному выбору; после него читает свой псалом сосед первого, и, таким образом, идет чтение псалмов поочередно: сначала в мужском ряду, потом в женском. Хотя псалмы читаются по собственному выбору, но повторяться не должны.
Семья духоборов
Если кто ошибется, его тотчас поправляют:
  • «Не так ты говоришь!»
  • «Как не так, как же еще?»
  • «А вот как»…
и поправляющий, в свою очередь, ошибается,—опять со всех сторон раздаются поправки. Чтение псалмов продолжается довольно долго, пока не истощится весь запас их, или, что бывает в рабочую тяжелую пору, пока не начнется сказываться у присутствующих усталость, послышатся с углов и укромных местечек всхрапывания…

Тогда кто-нибудь приглашает собрате перейти к пению.

«А что, господа, тяжко (душно) что-то, не выйти-ли на двор попеть-то?».
Все отправляются на двор, где опять мужчины становятся в одну сторону, а женщины в другую, этим, по мнению духоборов, исполняется заповедь: иметь пред собою во время молитвы образ Божий. Поют также довольно долго, на один и тот же заунывный и такой грустный напев, что непривычному тоскливо бывает.

Впереди мужчин всегда стоит запевало, который и начинает пение псалма: «зачинает псаломчик», как говорят духоборы. Только запевало и, может быть, еще несколько человек при нем следят за словами, остальные же просто вторят воем. Пред окончанием собрания, становятся полукругом и начинают кланяться и целоваться друг с другом, мужчины поочередно обходят всех мужчин, женщины — женщин. Взявшись за правые руки и поклонившись один другому два раза, целуются, затем еще два раза кланяются; последний поклон, особенно низкий, обращение со стороны мужчин к женщинам и к мужчинам — с женской стороны. Поклоны отвешиваются как-то неуклюже и немного в сторону. Во все время поклонов пение не прерывается. В этом образе по мнению духоборов, заключается поклонение Богу, и они называют это поклонением «неоцененному живому лику, образу Божию, внутри нас сияющему».

Секта духоборов отличается большим консерватизмом. В вероучении их в последнее время никаких перемен не произошло. Отрицательно относясь к Святому Писанию, духоборы также как и прежде верят только своему преданию «Животной книге», которая в виде устно заученных псалмов хранится в памяти и сердцах духоборов и передается из рода в род.

Религиозные понятия этой секты отличаются сильной запутанностью и даже явной бессмыслицей, как это видно, например, из следующего. Вместе с пророком Давидом три ветхозаветные личности пользуются у духоборов большим почетом — Анания, Азария и Мисаил, и почему же? — потому что они стояли при кресте до конца: «На что уже апостол Петр был близок к Христу, и тот отрекся от Него, а они выдержали», говорят духоборы. На замечание, что живя гораздо раннее Христа, они не могли присутствовать при его страданиях —отвечают, что «не их дело разсуждат об этом, довольно верить тому, что передано от отцов». На вопрос: «не известны ли им кроме Давида и другие ветхозаветные пророки, также много предсказывавшие о Христе, как, например, Исайя?» — отвечают: «Какой это, батюшка Исай? Это что Авраам, Исай, Иаков-то?.. Где же им знать, да и много их всех, и давно они очень жили». Вообще религиозное развитие духоборов стоит очень не высоко.

В умственном отношении духоборы до последнего времени представляли поразительное невежество и темноту. Во всем духоборстве не было ни одной школы, ни одной книги; всюду кругом царила тьма непроглядная и видна была загрубелая косность мысли. Старики и сами грамоты не знали и детей своих не учили, так как в школьном учении не видели никакой пользы. «Важна, говорили они, книга духовная, умственная, содержимая в сердцах и душах человеческих, а ее то знают у нас и ребята». И действительно, подростки читают отрывки изложенного в вопросах и ответах духоборческого катехизиса, но чтение это крайне монотонное, заунывное и плаксивое, без всякой решительно осмысленности, так что впечатление от него получается очень тяжелое.

Но в последнее время и в темное духоборье начинают проникать лучи света. В селе Славянка, Елисаветпольскаго уезда, существует уже школа, в которой в 1904 г. обучалось до 80 подростков. Местный духоборческий наставник Е. Г. Котельников, состоящий сельским писарем, окончил четыре класса гимназии, хотя ему пришлось выдержать из-за этого большую борьбу со своим отцом и всей «духоборческой нацией», дальнейшее образование ему было запрещено. Он сдал экзамен на звание учителя, но не был определен на эту должность, как сектант. Сделавшись писарем, он начал вести дневник и составил обширные записки о духоборо-толстовском анархическом движении, о духоборческих верованиях и обычаях.

Среди духоборов теперь есть книги:

  • «В Америку с духоборами» Л. Сулержицкого, издание «Посредника», иллюстрировано фотографиями с натуры;
  • «Духоборы Елисаветпольскаго уезда» местного мирового посредника И. Е. Петрова, издано в виде оттиска из XVIII тома «Известия Кавказского отделения Императорского Русского Географического Общества».
Жители села Славянка
село Ново-Троицкое. Старшина духоборческого общества.
В нравственном отношении духоборы стоят довольно низко. Замечаемое прежде стремление к улучшению нравственной жизни, выражавшееся в честности, трезвости, взаимопомощи, христианском провождении воскресных дней—теперь почти отошли в область предания. Одна духоборка села Ново-Спасское, вдова имевшая детей, жаловалась, что старики ее обирают, не помогают в нуждах, почему она и решила уехать в Америку. У духоборцев села Славянки и села Горелого имеются открытые духаны, так как доставать водку на стороне надоело. Воскресные дни проводятся с водкой и гульбой.

К православным духоборы относятся недружелюбно. Духоборы с. Славянки, когда был поднят вопрос о водворении к ним, вместо переселившихся в Америку, новых переселенцев из православных, приложили все старания и все меры, чтобы освободиться от переселения к ним кого-бы-то ни было, и не преуспев в этом, охотнее согласились принять к себе баптистов из села Ново-Троицкого, чем вновь прибывших православных. Отношение духоборов к церкви враждебно, но не до фанатизма. В последнее время фанатизм ослабевает, сектанты выдают за православных своих дочерей с переходом этих последних в православную веру, бывают в храмах при богослужениях, особенно при браках, погребениях и присоединениях. Один духобор села Новой Горловки даже жертвовал на строившуюся православную церковь.

В материальном отношении духоборы стоят выше других сектантов и православных. Источником материального обеспечения служит земледелие, скотоводство, пчеловодство и т. п. Земледелие занимает видное место, на него обращено большое внимание. Почти каждый хозяин имеет железный плуг и по несколько борон; некоторые хозяева приобрели веялки и кукулеотборники, сеют преимущественно пшеницу, рожь, ячмень, овес и т. д. В селе Славянка на 205 домов имеется до 7 тысяч крупного скота. Прекрасный крупный рогатый скот — помесь туземной породы с черноморскою. Замечательны также бараны, так называемые у них «шпанки», вероятно действительно испанской или южно-французской породы. Богатые духоборы имеют 800 голов овец, 80 лошадей, 30—40 голов рогатого скота, среди них есть владеющие большими денежными капиталами.

Насколько секта духоборов отличается консерватизмом, видно из того, что Высочайший Манифест 17 апреля 1905 г. не произвел на духоборов никакого впечатления и не вызвал среди них того усиленного подъема и оживления внутренней жизни, какое замечается ныне во всем сектантстве.
В последнее время духоборы заняты были переговорами о новом, вторичном переселении в Америку. К этому их побуждали отчасти письма от канадских духоборов, в которых последние усердно звали земляков в Америку, соблазняя их большим количеством земли, лучшими порядками, свободой и довольством. Духоборы села Башкичет, по этому поводу говорили: "разное, конечно, пишут, кому понравилось тамошнее житье, тот и зовет нас к себе, а другие вот недовольны разными недостатками по хозяйству, малоземельем, плохими урожаями". Особенное оживление происходило среди духоборов, когда из Америки приехал вождь духоборов-постников Веригин с целью вербовать здесь рабочих на американскую железную дорогу. К счастью, предприятие это не имело успеха и вторичного переселения не последовало, хотя, частные случаи переселения бывают, и вообще с канадскими духоборами постоянно, оживленно и длительно общаются.

Духоборчество, отличавшееся доселе сравнительной устойчивостью, начинает колебаться и терять своих последователей. Некоторые переходят в баптизм, некоторые в православие. По отзыву местного священника и наблюдению епархиального грузинского миссионера отца Дунаева, духоборы в настоящее время представляют собою весьма удобную почву для насаждения православного учения; они находятся в переходном состоянии, так сказать, на распутье и, озираясь вокруг, раздумывают, куда им идти,- возможно, что, если мы их не обратим в православие, то они уйдут в баптизм.
В такоми положении находятся имеющееся в небольшом количестве духоборы Харьковской и Самарской губерний.

В Харьковской губернии чистых духоборов в настоящее время весьма немного. В последней четверти прошлого столетия они слились с штундистами и баптистами, образовав особый вид сектантов штундо-духоборов, отчасти перешли в молоканство и даже хлыстовство, а некоторые вместе с закавказскими единоверцами переселились в Канаду. В чистом виде духоборов в Харьковской епархии можно встречать еще только отдельными семьями в некоторых местах, например, в хуторах близ слободы Коломака, Волковского уезда, в Колесниковом хуторе, Змиевского уезда, близ слободы Соколова и в слободе Дементьевка, Харьковского уезда.
Город Новоузенск
Новоузенск — город (с 1835) в России, административный центр Новоузенского района Саратовской области. Является самым южным городом в регионе.

Поселение было здесь сформировано в основном старообрядцами, которые возвратились в Россию из Польши после манифеста Екатерины II, призывающего старообрядцев вернуться на родину, в 1760 году была основана деревня Чертанла.

В 1850 году была образована Самарская губерния, город Новоузенск, раньше принадлежавший Саратовской губернии, был теперь причислен к Самарской губернии.Территория Новоузенского уезда стала равняться почти 40 тысячам квадратных километров, что по своей величине составляла более половины площади Италии.
В Самарской губернии секта духоборов, не имея даровитых руководителей, влачит жалкое существование, так что и свобода вероисповеданий не в состоянии были оживить ее. Однако, вместе с развитием в народе грамотности, и среди духоборов стал пробуждаться интерес к религиозным вопросам, и некоторые из них начинают почитывать Новый Завет. Самое ограниченное количество последователей этой секты имеется лишь в селе Новоузденск, слободке Орловом-Гаю и Кириловке.

С сожалением можно сказать, что фанатизм духоборов, поддержанный и теперь питаемый учением и материальной помощью Л.Н. Толстого, разорившего тысячи сектантских семейств и лишившего их родной страны, отодвинул, быть может, еще надолго возвращение заблудших в лоно Церкви и в семью Русского народа
Владимир Николаевич Терлецкий
Преподаватель Полтавской духовной семинарии
Родился в 1865 году — писатель, воспитанник киевской духовной академии. С 1888 года был преподавателем «по кафедре раскола и обличительного богословия» в Полтавской духовной академии, с 1896 года редактором «Полтавского Епархиального Вестника». Умер 6 ноября 1915 г. Главные его труды: «Духоборы и толстовцы» (Полтава, 1903); «Открытые письма к другу, увлекающемуся учением Л.Н. Толстого» (СПб., 1901); «Павловские сектанты» (Полтава, 1902); «На рубеже двух столетий» (1900); «Соблазн свободы совести» (1902); «Краткий обзор социалистических учений» (1906).