Секта "Мормонов"

Статья священника и миссионера грузинской епархии Александра Дунаева про самарскую секту "мормонов-молокан" в Закавказком крае Царской России на начало 20 века
Секта мормонов в Закавказье, именно в Бакинской губернии, в Шемахинском уезде, в с. Чухур-Юрт появилась в среде местных молокан в 1900 г. С. Ч.-Юрт расположено в 10 верстах на северо-запад от г. Шемахы; основано в 1843 г. и населено донскими казаками-молоканами, выселенными по распоряжению властей, с молочных вод на карабахские степи Елисаветпольской губернии. В 1890 г. после усиленной пропаганды штундовых миссионеров, во главе с известным В. Павловым, появились здесь и штундо-баптисты, после чего с. Ч.-Юрт стали навещать известные штундовые вожаки: Д. И. Мазаев, В. В. Иванов, Фефелов и др. Посещали с. Ч.-Юрт и разные заграничные пропагандисты. Представителем мормонов в Чухур-Юрте является Исаия Леонтьевич Савченко, лет 45-ти.
Чухурюрд (ранее Чухур-Юрт; азерб. Çuxuryurd) — село в Шемахинском районе Азербайджана, расположенное к юго-востоку от Пиргулинского заповедника, у истоков реки Селибасан, на высоте около 1060 м над уровнем моря, в 7 км к северу от города Шемахы. 1032 человека (2013).
Сами мормоны появление своей секты в Ч.-Юрте объясняют таким образом. Отец Исаии, Леонтий Алексеевич Савченко, в 1873 г. из Черноярского уезда Астраханской губернии был сослан со своим отцом Алексеем Савенко в г. Баку. Из Баку Савченко переселился в с. Ч.-Юрт. По объяснению Исайи Савченко, отец его Леонтий будто бы и принес Ч.-Юрт содержимое ныне Ч.-Юртскими мормонами учение, которое на первых порах было принято 10−12 домохозяевами в Ч.-Юрте. «От родителя часть такого толкования слышали, а потом сами стали доходить», объясняли мне братья Исайя и Григорий Савченко. Так объясняли и некоторые из молокан Ч.-Юртских. Но так утверждающих можно заподозрить в желании скрыть настоящего насадителя в Ч.-Юрте мормонской секты.

Стариков в обществе мормонов нет, есть только один старик — Илларион Филиппович Шевыряев, да и тот не грамотный. Это обстоятельство говорить за недавнее появление секты и за принятие молодежью учения откуда либо извне. Так другие и объясняют происхождение секты мармонов в Ч.-Юрте. По этому более правдоподобному объяснению, дело представляется так.

Был в Ч.-Юрте неизвестный, «пришлый», проживал с месяц, Исаия Савченко ходил к нему и от него научился мормонской секте. Этот неизвестный и есть, как оказалось согласно расследованию, некто Федор Семенович Спахов, крестьянин Воронежской губернии, отбывший срок военной службы в г. Карсе. Спахов появился в с. Ч.-Юрте в 1900 г. Сначала чухур-юртцы приняли Спахова с большой радостью, так так он выдавал себя за молоканина, но потом узнав, после нескольких проведенных им здесь на молоканском собрании бесед, что он вовсе не молоканин, просили его всем своим обществом уйти из с. Ч.-Юрта. Спахов ушел и поселился в соседнем селе Маркове, находящемся от Ч.-Юрта на расстоянии 2−3 верст, и отсюда стал распространять свое учение.

Прожив в Маркове около года, он удалился в Ленкоранский yезд. Некоторое время Спахов проживал в с. Кусарах, Кубанского уезда, Бакинской губернии, на мельнице молоканина Миная Чоботарева, находящейся на реке Кильдинке, в качестве управляющего мельницей.
Потомки Савченко из Чухур-Юрта
В то время Спахов выдавал себя местному священнику за православного, называл себя «техником», прибывшим из Воронежской губернии, — места своего происхождения (рапорт священника благочинному от 20-го июня 1907 г. за № 55). В конце 1905 г. и начала 1906 года Спахов посетил многие селения Шемахинского уезда, не исключая и смешанного православно-сектантского селения Альты-Агача. Воспользовавшись в то время продолжительным отсутствием священника, Спахов начал сильно развивать свою пропаганду не только среди сектантов, но и среди православных. С этою целью он устраивал молитвенные и проповеднические собрания, торжественные шествия по улицам с пением псалмов и т. п.

Когда появились лица, сильно противодействующие пропаганде Спахова, он удалился из Альты-Агача в Астраханку; там он в начале 1906 года скоропостижно умер от неизвестной причины. Как говорит народная молва, погиб он через свою слабость к женскому полу… Эти последние сведения о пребывании и деятельности Спахова в селе Альты-Агаче и других селениях Шемахинского уезда в 1906 г. я лично проверил от местных православных и сектантов. Но из представленных мне священником трех писем Спахова к своим единомышленникам и ученикам в с. Ч.-Юрте видно, что мормонское учение он насадил еще раньше 1902 г. так как в письме своем от 6 апреля 1902 года Спахов перечисляет уже многих своих единоверцев в с. Ч.-Юрт, в количестве 14 лиц, шлет им особенные поклоны, как уже приблизившимся к истине, других же называет «приходящими к истинной Церкви Христовой», вообще всех увещевает «не отступать назад, а идти вперед и стараться, не щадя себя самих».

О себе самом пишет, что он стоит твердо и не поколебимо. Колеблющихся своих последователей старается ободрить и подкрепить говоря им: «а что вы пишите, что это напрасные труды ваши, прошу извините»… Сообщает о своих материальных нуждах, которые не позволяют ему часто разъезжать. Указывает свой адрес: г. Баку и проч. Из этого письма видно, что в апреле 1902 г. Спахов проживал в гор. Баку. В декабре следующего 1903 г. он явился уже в с. Базардевичи, Кубанского уезда, на мельнице Никиты Кольковского. В письме своем из Девичей от 26 декабря 1903 г. на имя ИосиФа Лукьянова Карева, Спахов тем же лицам в с. Ч.-Юрте, за исключением двоих и со включением одного неупомянутого в первом письме, шлет поклоны и называет их со многими другими, не поименованными «призывающими Бога в истине единодушно с нами по истинному пожеланию», просит по случаю болезни выслать ему 16 руб. денег и русскую библию с ссылками, жалуется на притеснения: «жмут».
Из письма этого видно, что адресат Иосиф Лукьянов Карев и Григорий Леонтьев Савченко были уже у Спахова. В третьем письме Спахов также просит «братию» оказать ему материальную помощь. Время написания этого письма не обозначено, как и место нахождения Спахова. Первые последователи Спахова были Ч.-Юртские молокане: братья Григорий и Исайя Савченко, Иосиф Карев и Яков Юдин, которыми в настоящее время преимущественно и распространяется мормонство среди сектантов Шемахинского уезда. Так вот кто истинный насадитель мормонского учения в с. Ч.-Юрт. Откуда Спахов сам заимствовал свое учение и на какую почву падали посеваемые им плевелы лжеучения в с. Ч.-Юрт, быть может, на подготовленную, как говорит Исайя Савченко, это осталось пока не выясненным.

Но обратимся теперь самому учению, проповеданному Спаховым, и посмотрим, каково оно. Источником своего вероучения Чухур-Юрские мормоны хотя и признают св. Писание, Ветхого и Нового завета, но очень многое в нем отрицают; как, например, Откровение Иоанна Богослова и другие отдельный места, не подходящие под их учение, или объясняют иносказательно, основываясь на том, что Иисус Христос, будучи «в высшей степени совершенным человеком», предлагал свое учение в притчах, т. е. иносказаниях, заимствованных из видимой «Физической» природы. Так, например, всемирный потоп, по их объяснению, означает нравственное падение и возрождение человечества.

Учение мормонов о Боге и человеке следующее. Бог есть материальная личность; Он имеет такое же тело, как и человек. От обыкновенного человека Он отличается только высотой нравственного совершенства, поэтому каждый может сделаться Богом. Каждый человек — и творец вселенной.

«В Америке, говорят мормоны, ученые производили следующее опыты над умершими людьми. Тела умерших полагали в стеклянные гробы и следили в продолжение 100 лет чтобы узнать, что с ними произойдет. Через 100 лет все тела умерших превратились в прах земной»; следовательно, заключают мормоны, все люди являются творцами частички вселенной. Хотя мормоны и употребляют выражения «Иисус Христос» и «Св. Дух», но троичности лиц в Боге они не признают. Иисус Христос, по их учению, есть совершенный человек.
Рождение же Его от Девы Марии они объясняют так: Мария (только не Дева Мария) есть церковь — собрание истинно верующих, т. е. мормонов; и вот в этой церкви некогда родился (появился), путем нравственного усовершенствования, совершенный человек — Христос, поэтому и все мы можем сделаться «христами». Души людей различаются между собою на благородные (совершенные) и низшие. Первые живут в телах мормонов, вторые — в не признающих их учения.

Мормоны совершенно отвергают загробную жизнь, воскрешение мертвых и будущее мздовоздаяние, в то же время они питают уверенность в своем личном безсмертии. Они говорят, что души умерших, смотря по их нравственному совершенству в момент смерти, переходят или в высшее существо, если они совершенны, или в низшее — в скот, если они нравственно падшие. Переход этот совершается беспрерывно, так что душа, все более и более совершенствующаяся, переходит все в более и более высшее существо, душа же, падающая все ниже и ниже, переходит все в низшее и низшее животное, даже в пресмыкающихся.

Поэтому никакого моления об умерших у них нет. Весною 1904 г. у мормона Ивана Алексеевича Кириллова умерла дочь. Некоторые из мормонов, еще во время болезни ее, поговаривали с отцом о том, что не лишнее будет, если мы помолимся о болеющей. На это Иван Кириллов ответил им: «зачем нам молиться о ней: если она совершенна, то душа перейдет в лучшую скотину, а если нет, то в гадюку». Умерла она, и мормоны похоронили ее без всякого обряда и моления.

Под концом мира мормоны подразумевают перемену в условиях внешнего существования человека на земле, идеальный порядок всеобщего равенства и братства, мира и общего блаженства без смерти и тления, без грехов, судов и начальства, без труда и забот о будущем. Выходя из такого положения, что «если люди равны» и «каждый может быть Богом», они отвергают всякую иерархию.

Нет также у них молитвенного обряда. Обыкновенно они собираются в воскресные дни у кого-либо из мормонов. Здесь они проводят время в чтении библии и толковании ее. Читают и толкуют все. Иногда они поют отдельные тексты из Евангелия и Псалтири. Делают это они более по старой привычке, вынесенной из молоканства; в сущности же мормоны отвергают всякое пение и моление, считая это пустословием.

Когда в собрании нет никого постороннего, мормоны произносят речи социально-политического характера; в них они толкуют о пользe и вредe того или иного государственного или общественного порядка, вступают в критику даже отдельных лиц из представителей государства, причем со стороны слушателей раздаются голоса за и против. Здесь же они читают следующие книги: «Чудеса земного шара», «Астрономию», «О cпиpитизме», «Анатомию», и др.
Книга "Чудеса земного шара", 1900 г., Герман Клейн.
Богоустановленности царской власти они не признают, считая Государя обыкновенным человеком.

Возмущаясь порядками Российского государства, они все-таки не осуществляют своих взглядов в общественной и государственной жизни. В их жизни видна некоторая осторожность. Что же касается их нравственности, то хотя они открыто и не проповедуют полигамию, не отвергают брака и живут с одной женою, но на жену смотрят, только как на производительницу потомства; и чем больше будет таких производительниц, тем община мормонов скорее увеличится, Феодор Спахов всегда появлялся там, где были молодые и красивые женщины; несколько раз, по рассказам молокан, он позволял себе очень много во время жатвы и сенокоса…

Теперь посмотрим, как сами мормоны излагают свои религиозные воззрения на страницах журнала «Духовный Христианин».

«Вы требуете ответов о нашем уповании в Бога, о нашем духовном понимании. Мы, сыны свободы, веруем так, что Бог Един во всех нас, из Которого все, и мы для Него; и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им» (1 Кор. 8, 6); «Бог создал человека для нетления и создал его образом вечного бытия Своего» (Прем. Сол. 2, 23). Еще сказано: «ибо мы Им живем и движемся, мы Его и род» (Деян. 17, 28).

Так мы, сыны свободы, понимаем о Боге и о Сыне Его; понимаем так, как сказано; «а как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына» (Иосель 4, 6), Который произращает в нас плод истинного познания, что бы нам быть во истинном Сыне Его Иисусе Христе: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан. 15; 5). Так мы стараемся иметь их в разуме, таковых поклонников Отец ищет себе: так, значит, изучаем истинное познание всего, как сказано; «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1; 5).

А библию почитаем, как высшее изречение разума; «изрекали его святые Божью человеки, движимые Духом Святым» (2 Петр. 1, 21); так мы, изучая ее, стараемся понять духовно, т. е. иносказательно, а не буквально, как прочие невидящие Бога, — мы только по закону буквы учим юношей, покудова придет в них Вера (Гал. 3, 23—24), а по пришествии веры человек изучается понимать священное писание духовно" (1. Кор. 2, 14—15), и «о сем надо судить духовно, но духовный судит о всем». А о плоти Сына Божия понимаем так, как сказано: «и Слово стало плотью и обитало с нами полное благодати и истины» (Иоан., 1, 14), и еще: «Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя».
Так это значит, плоть называется слово буквы, которое родилось от Бога через человеков праведных, как сказано: «родословие Иисуса Христа» (Мат. 1,1); это значит: родились слова, которые даны нам есть, то-есть изучаться, покудова воздвижется в нас Христос, и мы воскреснем от мертвой буквы и обратимся от мертвого к духу, и открытым лицом будем взирать на славу Господню, как сказано: «преображаясь в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18); это значит, возрастив полный образ Христа, чтобы постичь нам со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, дабы нам исполниться всею полнотой Божьей" (Еф. 3. 18—19; 4, 13).

А кто понимает св. Писания буквально, тот значит умирает, как сказано: (2 Кор. 3, 6), потому что «буква убивает»; еще сказано (Рим. 8, 6—13): «ибо если живете по плоти, то умрете», как язычники, которые называются мертвыми, как сказано (Еф. 2, 1): «и вас мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы жили по обычаю сего мира».

Так понимают лжеевреи, которые говорят, будто им Моисей повелел казнить плоть, т. е, тело свое, значит, не смыслят они, что и называется плоть. А буквальные христиане говорят, будто дева Христа родила; они не понимают, что означает дева; это — церковь избранных, через которое родилось слово, как выше сказано. «Эта дева была во Израиле» (Исай 7, 14); «се дева во чреве примет и родит Сына Царства» *; еще говорит: «презрит тебя и посмеется девствующая дочь Сиона» (4 цар. 19, 21). Иеремия говорит: «я снова устрою тебя и ты будешь устроена, дева Израилева» (31, 4).

Еще Откровение Иоанна гл. 12, 15: «явилось на небо великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд; она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения: и родила она младенца мужеского пола». Это значит народы святые, которые мучились, пока родилось в них слово истины. Исайя говорит: «во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего»** (26, 18). Еще сказано: «я представил вас чистую деву Христу» (2 кор. 11, 2).

И есть еще другие девы, которые блудили (Иезек. 23, 3): «и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там растлили девственные сосцы их». Так подобно и люди не духовные, заблудившиеся умом; они же и есть Израиль новый сад (Исаи 5, 2, 4, 7): «Я ждал, правды, и вот он произвел неправду, — Я ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды».
Ссылка
Искажено Писание: слова «царства» нет в тексте.

По-русски: «были беременны, мучились, и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле». Изречение приведено по славянски, потому что русский перевод, очевидно, не благоприятствует мысли автора, сектанта—мормона.
Не духовные понимают писание буквально, одинаково с мертвецами мирскими ездят в какую-то Палестину смотреть Иерусалим, какой-то там аул татарский, который выдумали древние язычники, чтобы обирать денежки у мертвых, не духовных, которые не понимают писание, что Иерусалим лежит среди них весь в развалинах, как сказано (Захар. 12, 3): «И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен: все, которые будут поднимать его, надорвут себя», которому ныне еще, говорит пророк Исайя (60, 1; 52, 1): «восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой». А, как вы, буквальные молокане, не хотите восстать, то остается дом ваш пуст и город в развалинах (Исаи 34, 11, 15).

А мы, духовные сыны свободы, обращаемся к язычникам, как сказано (3, Ездры 2, 34): «посему вам говорю, язычники, которые можете слышать: ожидайте пастыря вашего, Он даст покой вечный». Исайя говоритъ (60, 10): «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои», так, что многие из них лучше понимают писанное в библии.

(«Духовный Христианин» 1906 г. № 11, стр. 58—61).
Один весьма развитой наставник местных (с. Чухур—Юрт) молокан, несомненно много беседовавший с мормонами, передавал мне лично в следующих выражениях их учение:

«Христова рождения не признают, собраний молитвенных не нужно, а дома читать писания, тут и пение, и все… Дождь идет не от Бога, а от природы. Бог не творил ни неба, ни земли. Человек произведен землею. Адам ходил, а духа в нем не было. Человек был, как всякое животное; человеком он назван, когда возродился свыше по внутреннему. „Взял перст“, а они толкуют, что персть значит перст. Бог перстом сотворил человека по внутреннему состоянию.

Христа не признают воплотившимся Сыном Божьим, прежде денницы рожден, а от Девы не рожден. Дева—церковь.

Жена, облеченная в солнце, родила младенца мужского пола,—Христа, Христос есть истина познания. Видимо на кресте Христос не был распят, а люди не верующие, противящееся истине, распинали Его, как Он и теперь снова распинается невидимо.

Воскрешение — по внутреннему состоянию. Небеса — пророки и апостолы. Должно воскреснуть и вознестись к пророкам и апостолам. Второе пришествие сейчас уже совершается. Человек входит в полный возраст в духовном смысле — это и есть второе пришествие, а первое пришествие состоит в том, что человек только приходит в познание и возраждается по внутреннему состоянию.

Чудеса, всю историю евангельскую, все по духовному, иносказательно, понимают».
О понимании и толковании библейских повествований в духовном, переносном смысле я много лично беседовал с мормонами и во время этих бесед неоднократно ставил их в положение безответных. В этих случаях в свое оправдание они заявляли, что они всего еще не могут понять и истолковывать в духовном смысле, не дошли еще до этого.

Принцип о духовном поклонении Богу разделяется всеми нашими сектантами, но на практике применяется и проводится не всеми сектантами одинаково строго, у одних мы видим более обрядов, у других менее. Чухур-Юртские мормоны, очевидно, этот принцип выдерживают в практическом применены более строго, чем другие сектанты, почему они и именуют себя по преимуществу «духовными христианами» и «сынами свободы».

По объяснению мормонов, прежде они ходили на молитвенные собрания к молоканам, но в 1902 г. молокане их выгнали из своего собрания и они перестали ходить к ним. По объяснению же молокан, мормоны сами перестали ходить к ним на собрания, если же и бывали когда изредка, так лишь из любопытства, а после бывало насмехаются над молоканскими обрядами.

Требы у мормонов вначале исправляли также молокане, но потом мормоны и в этом отношены отделились. И действительно, в течение 15−18 лет они успели распространить свою секту во многих селениях Шемахинского уезда; в одном из этих сел, именно, в Маразах семь душ мормонов уже окончательно отделились от молокан два года тому назад. Есть мормоны и в других селениях, но только лишь пока тайные.

Интересно следующее. Мормоны главным образом привлекают в свою секту своею трезвостью и строгим соблюдением воскресных и праздничных дней; тогда они оставляют всякие хозяйственные занятия. У молокан же и в том и в другом отношении слабо, потому и выходит так, что молокане колеблются и, намереваясь перейти в секту мормонов, начинают, именно, трезвостью и строгим соблюдением праздничного покоя. Таким образом в настоящей жизни молоканства теперь наблюдается то же явление, которое наблюдалось в то время, когда предки современных молокан отделились от православной церкви.

В с. Маразах мормоны появились в 1905 г. До 1907 года они посещали молоканские собрания, по окончании которых устраивали и свои особые собрания. В 1907 г. они окончательно отделились от молокан. Мормоны в Маразах не пьют вина, строго соблюдают праздничные дни, отвергают поминовение; по их словам, будто бы имеют духовное крещение, которого у молокан нет; именуют себя «духовными», знают Спахова, который был и в Маразах. Представители их: Семен Трофимович Михайлин, Тимофей Григорьевич Пчелкин, Наум Филиппович Пчелкин, Даныл Трифонович Михайлин.

Интересно объяснил главный молоканский наставник в с. Маразах причину уклонения и перехода некоторых молокан в мормоны: «захотели пастырями быть, а потом, может быть, и опять сойдемся… При этом я невольно по думал: «а вы то молокане, отделились от православной Церкви не потому ли главным образом, что некоторым из вас вздумалось и захотелось «в попы поиграть»А сойтись с мормонами вы уже едва ли сойдетесь, оторваться легче, нежели соединиться…»

Есть еще в Закавказье в с. Карягине, Карягинского уезда, Елисаветпольской губернии, мормоны — выходцы из Самарской губернии.
В октябре 1903 года мормонов в с. Карягине было 18 душ обоего пола. Два семейства были высланы из Самарской губернии в 1892 г. по суду, а одно прибыло добровольно. Мормоны с. Карягина сначала сошлись было с прыгунами, хотя там есть и молокане секты «общих», и баптисты, и адвентисты, потом отделились от прыгунов, в последнее время опять соединились.

Прыгунство есть секта субботническо-хлыстовская, поэтому мормоны и признали ее более сродной с мормонством, чем другие секты. Как известно, мормоны появились в Самарской губернии в 40 г. прошлого столетия; в настоящее время они существуют там в следующих селениях: Сухая Вязовка и с. Вязовый-Гай, Николаевского уезда, с. Колывань и дер. Даниловка, Самарского уезда: слободе Малый-Узень или Новоузенка, с. Орлов-Гай, с. Ивановка, с. Романовка, с. Семеновка, с. Краснянка, с. Киевка, с. Александров-Гай, Новоузенского уезда. Сведения о сектантах означенных селений мы находим в упомянутой выше книжке о. Арсения: «Лжехристы монтоно-молоканские» в «Дух. Христианине» 1907 г. N° 11, стр. 21 —23, в Мис. Обоз, за 1896 г. Февр. кн. 1 стр. 48—49, 96 г. Дек. кн. 1, стр. 475—478; 98 г., Янв кн. 1, стр. 69, 65; 99 г. майск. кн. 1, стр. 641—642.

По этим сведениям, в разных уездах и селениях самарские мормоны носят различные названия, так они называются, Монтанами, монтано-мормонами, молокано-мормонами, методистами.

По существу своего учения самарское мормонство представляет собою смесь малокано-хлыстовских воззрений, а по другим местам — мистических элементов хлыстовства, или шалопутства с рационализмом новейшего штундизма или штундо-баптизма. Секта мормонов, несомненно, образовалась таким образом. Рационалистические секты (молоканство, штундизм, баптизм) на пути своей пропаганды встретились с пропагандой мистических сект (хлыстовщины, шалопутства и др.); произошло смешение, через что образовалась новая секта; эту секту в отличие от хлыстовской назвали модным в 40-х годах словом «Мормонской».

Учение мормонской секты в существенных чертах может быть представлено так. Секта эта мистическая, в основу своего учения она полагает начало, обычное в таких сектах, именно: откровение Духа Божия (конечно, мнимое); она проповедует таинственное перерождение, верит в переселение душ и таинственное воссоздание, отрицает брак, словом, проповедует то же, что мы находим в секте хлыстов.
От секты хлыстов секта мормонов отличается только тем, что, под влиянием рационалистических сект, вместо хлыстовского свального греха проповедует многоженство. Поэтому в некоторых селениях (Яблочный Враг, Николаевского уезда, Вязовый Гай; Дубовый Умет, Колывань, Самарского уезда), хлысты именуются и мормонами, а мормоны хлыстами.

Основанием для наименования секты «мормонской» могло послужить допускаемое в ней, как у американских мормонов, многоженство, а так же существование пророков и апостолов.

Нужно, при этом, принять во внимание и то, что основатель Самарской секты мормонов, крестьянин с. Александрова Гая, Новоузенский торговец, Иван Григорьевич Каныгин, выдавал себя за американского подданого.

В виду приведенных признаков секты и самозванства ее основателя, некоторые и готовы были поставить Самарскую мормонскую секту в связь и даже признать ее чуть ли нетождественной с северо- американской мормонской сектой. На самом же деле секта эта, помимо некоторых бытовых особенностей, которые имеют случайное сходство с особенностями быта американских мормонов, в учении своем имеет весьма мало общего с американской; самарские мормоны даже и понятия не имеют об американских мормонах и не понимают причины и смысла своего наименования «мормоны».

Несомненно, что появившаяся в 1900 г. мормонская секта в Закавказье есть одна из разновидностей самарской мормонской секты, только нужно при этом заметить, что учение ее не во всех еще пунктах сложилось окончательно, а в некоторых пунктах держится еще в секрете от ее рядовых членов.

Существуют мормоны и в других местах России, например, в Омской губернии (Дух. Хрис. 1906 г. № 8 стр. 22), Астраханской и других.
Александр Дунаев
Грузинский епархиальный миссионер, священник