Секта "Хлыстов"

Статья тамбовского епархиального миссионера Михаила Ивановича Третьякова про секту «хлыстов» в Царской России на начало 20 века
Секта хлыстов — одна из старейших и самых распространенных русских сект; ее возникновение относится к 1631 году, когда крестьянин Юрьевецкого уезда, Костромской губернии, беглый солдат, Данило Филиппович объявил себя «живым богом», давшим потом своим последователям известные 12 заповедей*.
Ссылка
  1. «Аз есть Бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Нет другого бока, кроме меня.»
  2. Нет другого учения. Не ищите его.
  3. На чем поставлены, на том и стойте.
  4. Хмельного не пейте.
  5. Плотского греха не творите.
  6. Не женитесь. А кто женат, живи с женой, как с сестрой. Неженимые не женитесь, а женимые разженитесь.
  7. Скверных слов и сквернословия не говорите.
  8. На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте.
  9. Не воруйте. Кто единую копейку украдет, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только человек прощение примет.
  10. Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте; кнутом будут бить и огнем жечь -терпите. Кто вытерпит, тот будет верным, получит царство небесное, на земле — духовную радость.
  11. Друг к другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните.
  12. Святому духу верьте.
Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века

Отсылая желающих ближе ознакомиться с историей и учением секты хлыстов к специальным о ней исследованиям, я хочу в своем докладе, хотя кратко, предложить вниманию специалистов противосектантской миссии все то новое или интересное, что представили IV Всероссийскому Миссионерскому Съезду деятели миссий разных зараженных хлыстами епархий для характеристики современного состояния религиозной жизни и учения хлыстовской секты и способов ее пропаганды.

Общий тон религиозного направления современных хлыстов состоит в признании ими той мысли, что все дело в доброй нравственной жизни, и вовсе не важно, так или иначе веровать. (Тул. губ.).

В Тамбовской губернии хлысты за последнее время особенно усердно стали читать сочинения Льва Толстого. Они добывают эти произведения в полном виде. Исключительное внимание в сочинениях Л. Толстого они обращают на его отрицательные суждения и размышления о веровании, догматах и обрядах православной греко-российской Церкви. Нужно заметить, что особенным вниманием сочинения Л. Толстого пользуются преимущественно у молодежи хлыстовской.

В зависимости от чтения этих произведений, тамбовские хлысты- постники иногда высказывают мысли такого содержания: «все дело в любви, нужно ее иметь между собою, а веровать можно, как кто достиг своим умом».

Но это не значит, что хлысты порвали всякую связь с Православной Церковью. Взгляд на нее они начали развивать в таком духе: Церковь Православная — тень будущих благ; учение ее — детоводитель к совершенству; она их мать по плоти, кормилица, назначение ее состоит в указании пути «к высшему и совершенному», т. е. хлыстовству (Владикавказской губернии).

В Тамбовской губ. один хлыст Н.В. К-нъ развивал такие мысли по тому же самому вопросу.

«Все ваши таинства и обряды — лишь тень, зеркало, символ истинных хлыстовских путей спасения. Кто этого не разумеет, тот — душевный человек и не пользуется ими ни мало. Духовный же видит сквозь образ суть вещи и в символе — завитую и сокрытую в нем мысль. Но совершенному, конечно, не нужны уже сон и образы, когда он владеет самой вещью, хотя для него выполнение образной и символической обрядности все же ничуть не вредно, ибо он придает им таинственное значение. Христос, говорит К-нъ, жил притчами и действовал прикровенно». Так действуют и учат хлысты.

Истина открывается лишь постепенно и притом по мере роста и самой жизни и подвига человека. Нельзя метать бисер перед свиньями, ибо, обратившись, они растерзают вас. Святыни нельзя давать псам. Премудрость Божию надо иметь в тайне сокровенной. А на радения, где происходит общение со Христом, никто нечистый допущен быть не может; ибо какое общение Христу с велиаром и верному с неверным? или чашей Господней и чашей бесовской? Все не хлысты — дети дьявола, ибо все люди, по слову св. Иоанна Богослова, делятся лишь на два разряда:

  1. дети Божьи — хлысты,
  2. дети дьявола — чада мира сего — «Mирские».
Вожак Владикавказских хлыстов С. сознался, в вопросе о посещении ими храма, говоря так: «в храм мы ходим не искренно; ходим, как ходили апостолы (?); ходим, чтобы вывести оттуда на свет Божий народ, затем и ходим. За этим ходил и ап. Павел: он всем был для всех, делал, что делали другие; но делал для вида только, чтобы через это привлечь побольше людей».

В Тамбовской губернии до 1905 года в храм хлысты ходили, но очень редко. За обедней их бывает человека 3−4, а на всенощную, можно сказать, совсем не ходят. По их откровенным словам, они в храм ходят «по очереди». Цель их та, чтобы узнать, нет ли чего нового, в смысле распоряжений, о них. Крестное знамение не творят, стоя в храме, на колена не становятся, ко кресту никогда не подходят.

Как теперь относятся хлысты к таинству причащения в православной Церкви? На Кисловодской станции установлено следующее. После причащения в храме Божьем св. Тайн, хлыст Сольнышкин, собрав всех своих единоверцев, с ними павших, причащал их пряниками и конфетами (Владикавказкая губерния). Значит, у них есть и свое причащение.

В Самарской губернии у хлыстов с. Ташла, Ставропольского уезда, существует также свое причащение, оно состоит в следующем. После радений на столе в передний угол ставится чашка с медом, и, при общем пении «Святый Боже», все по очереди подходят к чашке и едят по три ложечки меду. Об этом своем обряде хлысты так говорят: «вот оно, истинное-то причащение! А в церкви — что? Разве там причащение? Там вино!»*.

В той же губернии хлысты свои радения называют литургией. «Разве в церкви литургия? — Литургия у нас. В церкви-то явно, а у нас — „тайно образующе". В церкви-то что? — Священник служит, как заяц по тропе бежит, — а он сделай-кa по нашему, — без грамоты, из своей головы».

О призвании человека хлысты так мыслят.
Назначение каждого человека состоит в том, чтобы здесь, на земле, таинственно умереть, воскреснуть и сделаться ангелом, ибо все ангелы суть нечто иное, как отжившие люди, сподобившиеся таинственного.

Есть смерть о Адаме и есть смерть о Христе. Смерть о Адаме состоит в исполнении божественного приговора: земля еси и в землю отъедешь. Смерть же о Христе есть смерть таинственная, состоящая в умерщвлении плоти, — этого злого, демонского начала в природе человека, — в полнейшем бессмертии и святости. За этою смертью последует погребение о Христе, т. е. отвлечение мыслей от всего внешнего и углубление в самого себя, как в могилу. Умерший о Христе таинственно воскрес. Царство Божие находится в его душе. Он делается храмом Божьим, и Духъ Божий живет в нем. Тогда он оправдался от греха, сделался безгрешным. Таинственно воскресшему, как праведнику, закон не лежит. И все, что он говорит, делает, — все это говорит и делает не он, а живущий в нем Дух Святой (Самарская губерния).
Ссылка
На IV Всероссийском Съезде установлено, что хлысты Петербургской губернии причащаются, мочой своей «богородицы» и водой от вымытого ее белья.
Рационализм сильно проник в среду хлыстов. Он заметен в особенности в их отношении к св. Писанию, в частности к содержанию первых книг св. Библии.

По вопросу, например, о начале мира у самарских хлыстов есть такие мысли. Бога нет, мир существует 49 миллионов лет (Почему хлысты остановились на этой цифре, — пояснить из них никто не мог), до Адама еще существовали люди. Рай — это народ. Адам съел не яблоки, а согрешил с женщиной: яблоки и теперь одни и те же, и мы их едимъ, однако не грешим.

Потоп, по мнению тех же самарских хлыстов, — легенда, созданная самим Моисеем. Писания последнего — выдумка его же. Всякий грамотный может написать тоже, что написал Моисей.

У тамбовских хлыстов св. Писание — не большой авторитет. На вопрос о богодухновенности и спасительности Слова Божия хлысты, по тамбовски—-постники, с усмешкой отвечают: «спасают не книги, а иги (подвиги). Христос учил построже, апостолы—уже легче, а вы и вовсе народ распустили», — сказали хлысты однажды миссионеру. Хлысты любят находить мнимые противоречия в Писании, например, у апостола Павла в учении о пище и браке.

В с. П—ном, Борисоглебского уезда, Тамбовской губернии миссионеру пришлось встретиться со стройной и обоснованной на Писании хлыстовской системой. Вот ее содержание.

Бог — это дух святости; плоть —- начало греха. Ап. Павел (Римл. 6, 7, 8 гл. и др.), ясно говорит, что святость — в духе, греховность — в плотяности (телесность); тело надо умерщвлять и вместе надо искать экзальтации и наития духа. Отсюда—-постничество и девство, отсюда — исступленные радения, пример чему видим и в Давиде, и в Данииле, и в Апостолах в день Пятидесятницы. Результат этого — духовность человека, высшей степени которой суть пророчество и христовство.
"Хлыстовский собор живых богов"
Возможность одухотворения для человека до состояния обожествленности, доказывается теми местам и Писаний, где люди переносно и по благодати названы богами и сынами Божьими и где говорится о вселении Христа в сердца наши до степени полного нашего с ним объединения.

Иисус из Назарета был, поэтому, простой человек, лишь в 30 лет за подвиги умерщвления плоти воскресивший в ней духа и ставший Христом. A Мария была его матерью по духу, т. е., она не родила его плотски, а научила пути правды. Воскресение Христа духовно и есть результат страданий плотью.

Большинство Евангельских повествований — притчи и аллегории. Иисус умер и истлел плотью, а Христос (т.е. дух, наитие, святость) воскрес в апостолах и вечно невидимо существует среди верных, открыто и явно проявляясь в лице некоторых наиболее совершенных. Наше тело истлевает и никогда не воскреснет, воскресение это обновление духом и умерщвление ветхого человека, смерть греху, спогребение Христу, суд этому миру уже ныне есть. Будущая жизнь будет, но ангелоподобная, бестелесная.

Гpех — в похоти. Это и есть древний змей. Адам и Ева — это вовсе не первые люди; их история — лишь аллегория первого появления греха в людях. А падение их — торжество плоти и половой супружеский акт.

Православная Церковь с ее средствами спасения, при обычном их понимании, не может быть спасительна. Но она и не ложна, — если понимать ее и все в ней по особенному, духовному, хлыстовскому смыслу.

Рационалистическое отношение хлыстов к православной Церкви переходит иногда в насмешливый тон, а иногда даже в непозволительное кощунство.

О священстве и благодатном пастырском даре тамбовские хлысты так отзываются: «Была-бы у них (пастырей) благодать, они умели-бы отгадать»,—т. е., если бы в них был дар Духа, то они имели-бы и дар прозрения.

К таинству крещения хлысты относятся скептически, особенно же к крещению младенцев. Дух, — говорят они, — ведь подается лишь за посты и изнурения плоти.

Законный брак хлысты считают грехом. Со своими женами они не живут, а живут с «крыльями», имея по 2—3 «крыла».

Места св. Писания, где идет речь о браке, хлысты перетолковывают. Вот что известно в этом отношении о тамбовских хлыстах—постниках.

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, блудников, же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13—4). По хлыстовски это значит: «Женись, но пусть ложе твое не знает соединения с женою, иначе это будет блуд, судимый Богом».
Антоний Макаренко, хлыстовский "архиерей", вожак хлыстовского "корабля" в с. Троицком, Одесского уезда
«Во избежание блуда каждый имей свою жену» (1 Кор. 7; 2). Хлыст объясняет: «Вот я и женился, и мы с женой дали обет охранять друг друга от блуда (плотского общения)».

«Будут два — одна плоть». Хлыст объясняет: «Да предсказано, что многие не удержатся, будут посягать и станут оба одной только плотью, без духа».

«Жена спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием» (1 Тим. 2; 11). Здесь апостол понимает чадородие духовно как умножение обращенных к хлыстовской вере, а целомудрие — как воздержание от супружеского общения. Но отрицая супружеские общения, современные хлысты, как и прежде, проповедуют брак «по духу», т. е.свободное отношение мужчин и женщин в половом отношении. Вот почему если теперь свальный грех творится далеко не во всех «кораблях» во время самих радений, то незаконное сожительство, обмен женами и поголовный разврат по до- мам, разврат часто истощающий в конец физические силы хлыстов всюду последователей этой гнусной бракоборной секты, часто одна наружность которых говорит о том, кто они такие.

Как прежде, так и теперь хлысты, отрицательно смотрят на брак, с величайшим отвращением относятся к рождению детей, называя их «щенятами», «грешками» и «бесятами» и принимая всевозможные, многочисленные «народные» средства к вытравлению плода у забеременевших женщин. Оттого очень часто можно наблюдать, что в больших хлыстовских «кораблях», насчитывающих сотни своих членов, в течение целых десятков лет не бывает ни одного рождения. Обстоятельство, заслуживающее особого внимания общества и русского правительства к врагам брака и семейной жизни.

У хлыстов есть свой чиноприем, который часто сопровождается возмутительным кощунством. Так, самарские хлысты в свою секту принимают:

  • с клятвенным отречением от мира, от отца, матери;
  • вновь присоединенному дают наставление, чтобы он дурного не говорил,
  • с мужиками не дурил,
  • о тайнах секты никому не рассказывал,
  • страдал терпеливо, признавал Бога"на кругу".

У тамбовских хлыстов—постников чиноприем состоит в следующем. Говение семидневное, затем говение 40 дней. Посл этого нового члена приводят на собрание. Здесь услаждают его пением, плясками с зажженными свечами. Во время приема всякого нового члена заставляют отрекаться от Спасителя и Божьей матери. Для этого делают то, о чем и говорить страшно. Берут иконы Спасителя и Божьей Матери, кладут их ликами на пол и заставляют встать на них ногами. При этом, со стороны переходящего в хлысты берут клятву в том, чтобы все тайны, какие он увидит на собрании, не открывал никому, даже если бы пришлось за это пострадать и умереть. При этом берут клятвенную расписку, написанную кровью из мизинца правой руки.

Тамбовские хлысты-постники особенно отличаются кощунством над православной Церковью, ее таинствами и обрядами. Вот что находится о хлыстах в делах, хранящихся в Тамбовской консисторции. Дела эти касаются 1898—1905 годовъ.

Общее содержаже этихъ дел следующее: хлысты кощунствуют над Ииусом Христом, Божьей Матерью, св. угодниками, таинствами православных, духовенством, храмами Божьми.

Так храм они называют кузницей, конюшней, поповой мельницей, свиным хлевом.

Про иконы говорят так: иконы ни к чему; доска она, доской и останется. Про икону, например Георгия храброго хлысты говорят: Георгий сидит не на коне, а на своей плоти.

Православные молитвы хлысты искажают, так в конце молитвы «Богородице, Дево, радуйся!..» они читают: «Яко родила еси души грешных».

В диптихах у них, вместо обыкновенной записи, пишется: «на ярмарке я был, лошадь не купил» и т. п.

Относительно мощей хлысты говорят, что это обман, выдумка попов для сбора денег; еще: это не нетленные тела, а восковые фигуры; через них деньги собирают.
О таинстве причащения они кощунствуют, кажется, более всего. В таинстве причащения они не признают св. Причастие за Кровь Христа: «Этого, говорят они, и нельзя сделать; поп причащает вас простым вином, и для спасения оно значения не имеет».'

Если же они и причащаются, то св. тайны выплевывают в платок, а из платка кладут их в особый маленький, с наперсток, ковшичек, как будто серебряный, и прячут его в особый ящик, устроенный в кровати*.

Отвергая св. иконы и кощунствуя над ними, тамбовские хлысты- постники, однако, весьма чтут фотографические карточки своих хлыстов и богородиц, пророков и пророчиц. Всех их называют по имени Павлыч, Захарыч, бабушка Анисья и обращаются к ним с молитвами. К бабушке Анисье хлысты взывают так: «Кормилица-мамаша, прости нас грешных, весь царский род спаси и помилуй; пошли веру и охоту на божью работу».

Молясь сами пред фотографическими карточками своих единоверцев-хлыстов, тамбовские сектанты принуждают к тому же и своих православных работников, требуя при этом креститься и делать земные поклоны.

Про Иисуса Христа так кощунствуют: "Спаситель такой же мужик, как и я — Фирс; его еврейская девка в яслях родила. Христос не был распят, не умирал и не воскресал. Вот я тебя прибью к кресту, ты встанешь? — Конечно, нет. Все это выдумано раньше нас нашими предками, чтобы праздновать воскресение".

У хлыстов-постников Тамбовской губернии делается порез на ладони — это хлыстовская печать. На спине у них также есть особые символические знаки, в форме лошадиного копыта; это у них называется «семиглавым счастьем».

Полные хлыстовские собрания тамбовские очевидцы описывают так:
Все св. иконы, имеющиеся в доме, складывают в мешок и выносят из жилья, положив их где-нибудь во дворе. Во время собрания хлысты надевают такие короткие рубашки, что от пояса до ног остаются голыми. Среди комнаты, где имеет быть их собрание, ставят чан; в него садится старуха, которая пригоршнями подает из чана хлыстам воздух, говоря при этом: «Нате вам, мои детушки!»

Кроме обычного пения стихов на собраниях бывает исповедь. Ее производят пророки. К пророку все подходят, исповедаются и целуют его в уста; от него идут к другому хлысту, последний что-то читает по книжке. От этого подходят к самой «богородице» тамбовских хлыстов-постников — Анастасии Михайловне Уколочевой. Подойдя к Анастасии, хлысты целуют портрет Анисы (бывшей, теперь умершей, богородицы), находящейся у нее на груди. После этого делается три поклона с крестом.
Ссылка
Потом эти св. дары хлысты используют, как талисман для волхований, особенно на пасеках, чтобы пчелы лучше роились и работали. Ред.
Радение общее "круговое" или "кораблем", с пророком по середине
На сборищах хлыстов употребляются ремни. Они растягиваются на полу. На концах ремней становятся их пророки. В остающееся пространство хлысты пролазят по очереди на четвереньках.

Как у прежних, так и у современных хлыстов, радения имеют различные виды: «круговое», или «кораблем», «одиночное», «в схватку» (в двоем), «стенкой» (один ряд хлыстов бежит навстречу другому и, пробежав промеж друг друга, поворачиваются и опять бегут также назад «стена на стену») и «крестиком».

Последний способ радений имеет два вида:
радеют «Петровым крестом», наискосок разом от всех четырех стен комнаты к противоположным им и обратно,
и радеют «Андреевым крестом»: в этом виде радения участвуют только 4 хлыста, которые, став по углам «сионской горницы или „собора“, где происходит собрание, разо перебегают наискосок из одних углов в другие, встречаясь по серединe комнаты.

Но большим предпочтением пользуются радения „в схватку“, „одиночное“ и „круговое“ с пророком или пророчицей посредине „корабля“.

В Самарской губернии радения в настоящее время составляют существенную часть хлыстовских богомолений.

Но свальный грех почти не существует. Он заменен многоженством. У главарей секты по 2 и даже по 3 жены. Две жены—это обязательно. »Две жены — говорят хлысты, — это два крыла; как птица не может летать с одним крылом, так и истинный христианин с одной женой не может взлететь на небо".

Частенько, в пылу ревности, настоящие жены обшибают «крылья» своих мужей.
При посещении гостя, хозяин-хлыст предлагает ему свою жену.

Старых дев, которые добровольно приносили себя в жертву, хлысты называют «истертыми гривнами».

Прежнее мнение: мясного не есть и хмельного не пить — хлысты стали в некоторых местах отвергать. Так, в Астраханской губернии хлысты начали допускать поедание мяса, употребление вина; таким образом начали оставлять свое прежнее воздержание.

Тоже самое и в Тамбовской губернии, Хлысты, именующее себя там постниками, пьют, но только украдкой. Одна женщина рассказывала мне, как ее хозяин хлыст то и дело посылал ее за рижским бальзамом или за сарептским, бывало — говорила она, — скажет мне: «Ну, беги, Анютка, скорее, — на одной ноге». Православный мужичек, живший у хлыстов около 10 лет, свидельствовал, что они пьют, только украдкой. «Да, — говорит он, — они не пьют в 40%, за то потребляют в 60%, да в 90%».

Среди Самарских хлыстов употребление водки идет и тайно, и явно. Один хлыстовский корабль, по поводу приема хлыста на арендованном участке, трое суток пил. При чем оказалось, что было выпито 15 ведер пива, 2 ведра водки, 4 ведра фруктовых вод. «Богородица» их совсем опилась: ее отливали при тысячном собрании православных, явился «пророк» Аркаша и посоветовал зарыть «богородицу» в золу, так как зола, по его заявлению, сильно способствует отрезвлению.

Отрицательное отношение хлыстов к православию иногда выражается в непозволительном их поведении в храме. В Самарской губернии в 1902 году на 2-ой неделе Великого поста подозреваемые в xлыcтoвcтве произвели бесчинство в храме.

При произнесении клятвенного отречения, хлыст Филипп со смехом, крестясь, целовал крест и Евангелие. Чмокнув на всю церковь и поклонившись в ноги священнику, закричал; «Ну, батюшка, теперь нас хлыстами не зовите, мы приняли присягу».

За Филиппом подошел к анолою хлыст Александр, он, поцеловал крест и Евангелие, обратился к народу и сказал: «Ну спасибо вам, батюшка, что вы нам дали присягу, а то мы ее не знали».

Когда же наступило время причащения, Филипп с язвительной улыбкой подошел к святой чаше и, по приняты св. Тела и Крови, обратился лицом к народу, показывая вид, что он усиленно жует и глотает. Затем, утираясь полой полушубка, с амвона говорит присутствующим в храме: «Вот, православные, говорят, что хлысты причастие не глотают, — смотрите!»
Картина "Тайное собрание хлыстов"
Закон о веротерпимости в некоторых местах оживил и хлыстов.
Так, в Екатеринославской губернии хлысты стали совсем другие. Во всех приходах, зараженных хлыстовством, обнаружилось ясное стремление к отделению от православной Церкви.

В Харьковской и Херсонской епархиях, после Указа 17 апреля 1905 г., многие хлысты, раньше упорно и лицемерно скрывавшие свои хлыстовские верования, открыто теперь объявили себя хлыстами и организовали свои общины. С этого же времени хлысты приняли чрезвычайно воинствующий характер, в отношении пропаганды своего учения. В этом они не уступают даже и штунде. Особенно заметны стали энергичность, упорство и пронырливость вожаков хлыстовских.

В Самарской губернии, с изданием упомянутого Указа, хлысты стали свои гнусные радения устраивать более открыто и не только ночью, но и днем.

В Тамбовской губернии, тотчас по опубликованы Указа 17 апреля, вожаки хлыстов начали у священников и миссионеров (через третьих лиц) расспрашивать о значении для них, хлыстов, этого закона.

В общем в Тамбовской губернии замечается в жизни хлыстов большая откровенность, свобода в словах и делах.

Так они уже, не стесняясь, начали совершать свои собрания днем, чего прежде не наблюдалось.

В селе Троицкая Семеновка, Кирсан. уезд, с объявлением Указа, хлысты надеялись беспрепятственно, на ряду с православными, пользоваться таинствами покаяния и св. причащения без отречения от хлыстовских идей. Когда же они увидели, что этого — Указ им не дает; они совершенно отказались от говения и причащения, а храм перестали посещать.

Некоторые из хлыстов, пользуясь Указом 17 апреля, сознавались, что они 10 лет лицемерно принадлежали к православной Церкви, теперь они не скрываюсь этого, открыто заявляют об этом своим приходским священникам, с просьбой взять у них св. иконы (которые они не признают и не почитают).

Вместе с тем они откровенно говорят, что их секта отвергает крещение и брак, что вступающие в их секту должны разойтись со своими женами и жить с духовными сестрами.

В дер. Каменные Озерки (Лызовка тож) хлысты сами отошли от православной Церкви, завели свое кладбище; сами хоронят, идя в это время с иконами и с пением «Св. Боже».

Так как приходским священникам вменено в обязанность не хоронить на православных кладбищах хлыстов, если они не раскаялись в своих заблуждениях перед смертью, то некоторые из сектантов стали обращаться к губернатору с просьбой — сделать распоряжение об отводе им земли под отдельное кладбище. Так сделали хлысты — с. Ржакса, Семеновки, Лызовки и других мест.
Замечательно при этом то, что хлысты сами себя так и называют «хлыстами»; во-вторых, они прямо пишут, что от них требуют отречения от хлыстовства, а они «отречься от своей веры не желают».

Прозелитизм хлыстов, их стремление привлечь в свою веру православных, со времени Указа 1905 г. 17 апреля, увеличился. Так же, как и прежде, прозелитизм этой секты больше, чем какой иной, основан на деньгах.

По тамбовской епархии средствами хлыстовского прозелитизма служит подкуп. Это самое первое и весьма распространенное средство. Не даром среди православных, совместно живущих с хлыстами, сложилось такое поверье: «Кто уйдет в хлысты; будет богат».

За последнее время, когда православные ясно поняли сущность секты хлыстов-постников, на подкуп последних первые отвечают: «Мы лучше в бедноте будем жить, чем дьяволу служить». Но хлысты придумали другой способ пропаганды — усыновление православных детей родственников, иногда очень дальних, и пригревание круглых сирот православных, даже не родственных. Сирот хлысты берут в свой лабиринт большей частью с малых лет и дают им воспитание, согласное с их мерзким учением.

Надо сказать, что на сирот, остающихся от православных родителей, тамбовские хлысты-постники обратили за последнее время самое сильное внимание. Этим они увеличивают количество хлыстовского «полка».

Кроме сего брак хлыстов с православными также представляет из себя не менее могучее средство распространение хлыстовства.

По данным грузинской миссии, потворство низменной чувственности, так свойственное хлыстам, привлекает в их среду членов других сектантских общин, особенно из молокан.

Для простого народа хлысты соблазнительны своим тайным развратом, кощунственно возведенным в религиозный культ. Здесь главную роль играют женщины, преимущественно же старые девы.

В Тамбовской губернии, можно сказать, одних в хлысты привлекает их богатство, следовательно — желание пожить в неге и полном довольстве; других — обманывает мнимое показное благочестиe хлыстов; третьих тянет в секту разнузданность половых отношений.

Но ради справедливости необходимо сказать, что некоторых в секту хлыстов привлекает их сплоченность, общественность, сильно развитая взаимопомощь. В редком селе нет фактических данных, доказывающих существование у хлыстов широкой взаимопомощи.
При мало развитой церковно-приходской и обыденной благотворительности у нас, в православии, эта жизненная черта хлыстов сильно заставляет призадумываться православных деревенских жителей.

«Своему» брату хлысты не попустят впасть в бедность. А если случится ему подпасть суду, — они все тряхнут мошной и не пожелеютъ тысяч.

Кроме этого у хлыстов есть своя касса. Всякий хлыст делает в нее обязательный взнос, кассу эту они держат на всякий случай. В одном деле о тамбовских хлыстах есть следующее показания на этот счет. Когда хлысты Горловы были в остроге, их «братья"-единоверцы перевозили в город Б. до 7 тысяч рублей, выручая своих.

Тамбовские хлысты-постники находятся в общении с Сызранскими хлыстами, Симбирской губернии. Когда сгорел город Сызрань, хлысты с. Перевоза, Кирсанов, уездов, собрали своим погорельцам до 1000 рублей деньгами и на 500 руб. вещами; Инжавинские хлысты — деньгами более 5000 руб. и вещами на 2000 руб. В таком же количестве сделали пожертвование на сызранских хлыстов и богатые хлысты с. Разсказова, Тамб. уезда. Вот чем привлекательно хлыстовство для бедного православного русского люда.

По единодушному признанию работников на противохлыстовской миссий, воздействие на хлыстов путем духовных мер, в смысле увещаний и бесед, мало достигает своей цели. Единственным и самым радикальным средством в борьбе с ними служит только церковная дисциплина. Только она одна может дать успокоение возмущенному хлыстовским притворством и лицемерием религиозному чувству православных крестьян. Эта мысль признана еще в 1897 году 3-им Казанским Всероссийским Миссионерским Съездом.

После одобрения выработанных этим съездом мер, в епархиях стали с 1900 г. применять по отношению к хлыстам церковную дисциплину; в частности, не причащали их без отречения от хлыстовства. Такие меры применялись в Самарской губернии, в Ставропольской на Кавказе, в Тамбовской, Херсонской и других.

Въ некоторых местах хлысты исполняли это требование церковной власти, из-за страха преследований их со стороны гражданской власти. Въ некоторых губерниях хлысты произносили отречение, а сами после участвовали на хлыстовских собраниях.

В Тамбовской губернии в 1905 году была выработана (особой комиссией, под председательством бывшего викарного епископа Нафанаила), пространная и краткая формула «Публичного исповедания»* веры, подозреваемого в хлыстовщине.
Ссылка
Краткое исповедание веры подозреваемого в хлыстовщине — (постничестве по-тамбовски) следующего содержания:

«Право-ли ты веруешь и не состоишь-ли ты в погибельной тайной хлыстовской секте? Скажи нам:

В. Признаешь-ли ты, что, кроме св. Писания и свящ. Предания, хранимым православной Церковью, нет и не может быть иных источников вероучения и новых откровений через непризванных и тайных учителей и лжепророков?

О. Ей, признаю.

В. Веруешь-ли, что Единственный Спаситель для всего мира и на все времена есть Иисус Христос, Единородный Сын Божий, предвечно рожденный от Бога— Отца, а во—время ради нашего спасения однажды, во дни Ирода царя родившийся по плоти от Девы Марии наитием Св. Духа в г. Вифлееме Иудейском, что нет и не может быть иных Христов и иных Спасителей?

О. Ей, верую.

В. Веруешь-ли, что мать сего Иисуса, Пресвятая Дева Mapия, есть одна истинная Богородица, родившая по плоти наитием Св. Духа истинного Сына Божия, что нет и не может быть иных Богородиц, как и не может быть и иных, кроме Сего Единородного, истинных Сынов Божьих?

О, Ей, верую.

В. Признаешь-ли гнусным лжеучение, будто законные плотские супружеские отношения мужа и жены, освящаемые Церковью в таинстве брака, греховны, и плотское рождение детей, от сего происходящее, — есть скверна?

О. Ей, признаю.

В. Признаешь-ли, что всякая пища, как сотворенная Богом, чиста и потому грешно гнушаться ее, а тот, кто сочтет согрешающим вкушающего в меру, в положенное время, вина, мяса, рыбы, — сам не чист и сожжен свой совестью?

О. Ей, признаю.

В. Обещаешь-ли никогда не посещать тайных молитвенных собраний—радений и беседок постников, или хлыстов, властью церковной не благословенных и воспрещенных, где поются недозволенные Церковью роспевцы, совершаются скакания и кружения или изрекаются тайные от православной Церкви пророчества, а иногда творятся дела тьмы, о которых срамно даже и говорить?

О. Ей, признаю.

Иерей: Аминь. Да видит Бог твое сердце и твою веру! (И читает обычную разрушительную молитву: «Господи и Боже наш, Иисус Христос, благодатью и щедротами своего человеколюбия… и до конца)».
Как отнеслись хлысты к этому? Откровенный признания хлыстов таковы: «Священник заставляет нас отрекаться от хлыстовской секты, но мы не отреклись, потому что отречься и проклясть хлыстовскую секту считаем за великий грех» (с. Курдюки, Кирсан, у.). Иногда хлысты лицемерно при этом указывают еще и на то, что они не стали проклинать секту хлыстов, согласно Писанию, где сказано: «Не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвой» (Иак. 5; 12).

В прошении на имя Тамбовского губернатора хлысты с. Ржаксы пишутъ: «в виду притеснения священником с. Ржаксы о недопущении к погребению наших умерших на общем кладбище крестьян с. Ржаксы, а требует от нас отречения от своей веры, но отречься от своей веры мы не желаем»

Хлысты—постники с. Разсказова были у епископа Тамбовского Иннокентия с жалобой на недопущение их к св. Причащению. В присутствии кафедрального протоиерея о. Озерова, в своей крестовой церкви, владыка предложил им совершить отречение от хлыстовства по краткой формуле на что они отказались; после чего владыка отлучил хлыстов от св. Причастия.

О затруднительности миссии среди хлыстов отзываются в епархиях так:

Хлысты не имеют связей кроме наружных с православием и христианством вообще. Миссионерское воздействие на них оказывать весьма трудно, по крайней мере в громадном большинстве случаев (Симбирская епархия).

Для противодействия тульскому хлыстовству до сих пор все меры оказались бесплодными. Монанские хлысты по внешности не враждебны Церкви, но внутренняя связь их с нею порвана. Это враги Церкви православной скрытые, домашние враги, притворяющееся друзьями.

По мнению Владикавказской миссии, к хлыстам д.б. применена самая суровая церковная мера — отлучение заведомых из них. Необходимо отсечь их, очистить гумно. Пусть ворох уменьшится, но зато качество его и ценность станут более высокими, нежели теперь*.
Ссылка
Но, конечно, указанная исключительная церковно-дисциплинарная мера по отношению к упорным хлыстам не отрицает, а предполагает существование наряду с ней всех миссионерских религиозно-просветительных мер по отношению к тем из хлыстов, которые еще способны поддаться желательному на них воздействию.

Кроме общих пастырско-миссионерских мер членами IV Всероссийского миссионерского съезда были рекоменжованы: а) уничтожение «келейниц» через открытие в зараженных хлыстами епархиях женских монастырей; б) воспрещение зaведoмым хлыстам усыновление православных; в) всенародное отлучение главарей хлыстов; г) усиленные епитимьи для побывавших в хлыстовских рядах и д) критический разбор хлыстовских «роспевцев».
Михаил Иванович Третьяков
Тамбовский епархиальный миссионер