Повсюду молитвенные собрания чаще всего совершаются в одном и том же помещении, а это естественно заставляет их выделять этот дом из ряда других и относиться к нему с особым благоговением. Совершается даже особое торжественное освящение молитвенного дома, которое у сектантов именуется «обновлением». Конечно, штундисты еще не дошли до воззрения на храм, как на преимущественное жилище Божие на земле, но уже часто и с настойчивостью требуют благоговейного отношения к домам молитвы.
Так как, далее, денежные сборы на обширные и разнообразные нужды штундизма легче всего делать при молитвенных собраниях в молитвенных домах, то штундисты почти повсюду прекратили свои прежние злые нападки на церковные сборы, на продажу церковных свечей и проч. и завели в своих молитвенных домах тарелочные сборы и кружки.
Обзор штундистского вероучения и происшедших в нем изменений в последнее десятилетие ясно обнаруживает, что прежнее полное отрицание всего православного и озлобленный протест против него у штундистов значительно смягчился, но опасность для православия от этого не только не уменьшилась, а с каждым годом все более и более стала увеличиваться.
Когда, с объявлением вероисповедной свободы, для сектантства наступили счастливые времена, штундисты, естественно, обратили самое серьезное внимание на устройство своего внутреннего быта и на внешнюю организацию. Нужно сказать, что эта организация имеет совершенно боевой характер и направлена на борьбу с православием и на упрочнение в народе штундистских принципов.
На январской конференции в 1907 г. в Петербурге учрежден «Всероссийский Евангельский Союз», составляющей частью Союза Всемирного (Брат. Лист. № 2, 1907 г.).
Этот «Всероссийский Евангельский Союз» объединяет все сектантские ветви евангельского движения в России. Сюда входят русские баптисты, евангельские христиане, новомолокане и друг, однородные секты.
Цель «Союза» — объединение верующих:
Первое, на что обратил внимание Союз — это новый закон «О сектантских общинах», который, упомянутая конференция, подвергла критике и указала в поданой на имя Министра Внутренних Дел записке необходимые изменения. Эти желательные сектантам изменения касаются того, чтобы:
Привлечением православных на свои молитвенные собрания штундисты осуществляют наилучшим образом свои миссионерские задачи. Почти 75% совратившихся из православия в сектантство укажет, что участие в молитвенных собраниях было первою ступенью того пути, который привел их к отпадению от Церкви и окончательному уклонению в секту.
На этих собраниях они слышали нарочито для них подобранные евангельские чтения и нарочито для них составленные проповеди, которые и забросили в их душу семена сомнения в спасительности и истинности исповедуемого ими до того времени православного учения. Вошли они в молитвенный дом сектантов еще православными, из одного любопытства, или из желания провести в религиозных занятиях не занятый праздничный вечер, а вышли уже оттуда с мукой сомнений в своей вере, с новыми религиозными вопросами и со страхом погибнуть при прежней вере и с жадною пытливостью к откровениям новой, кажущейся им живой и святой веры.
Здесь, на собраниях они заразились покаянным чувством и вкусили впервые сладость слез молитвенного умиления… Отсюда только один шаг к отрицанию единой церкви Христовой, к пренебрежению ее таинствам и обрядам, к ненависти к духовенству и к готовности открыто порвать всякую связь со своей матерью церковью… А если принять во внимание, что сектантские агитаторы, заметив в ком-либо из православных сочувствие, непременно придут к ним в дом для религиозных бесед, снабжая при этом своих собеседников Новым Заветом с подчеркнутыми местами и другими «полезными» книгами, брошюрами и листками, то станет понятно, какая страшная опасность грозит всякому посещающему сектантски собрания.
Необходимо также отметить еще один путь, которым штундисты увеличивают число своих последователей, — это брачный вопрос, обставленный в православной церкви столь затрудняющими и пастыря и брачущихся формальностями и в тоже время легко совершаемый у сектантов. Сектанты кроме того привлекают вступающих в супружество с ними общественной материальной помощью на новое хозяйство и отказом от всяких расходов, с которыми обычно бывает связано у православных брачное торжество.
Говоря о разных способах штундистской пропаганды нельзя умолчать о сектантской литературе. Сектанты хорошо поняли каким важным подспорьем в деле пропаганды является печатное слово и использовали это средство, можно сказать, наилучшим образом.
Миссюнерсюя нужды сектантовъ въ настоящее время обслуживаютъ:
Обладая издательскими фондами, штундо-баптисты и штундо-пашковцы все свои издания удешевили до минимума и распространяют их среди сектантов и православных в таком огромном количестве, что, можно сказать, буквально наводняют те православные приходы, где только появляются сектантские агитаторы. Нужно отметить, что все книжки, брошюрки и листки изданы весьма опрятно, с оригинальными, бьющими на эффект заглавиями, который способны заинтересовать всякого, если и не прочитать внимательно, то во всяком случае хотя просмотреть попавшуюся в руки брошюрку или листок.
Из всех сектантских изданий заслуживают особого внимания: