Мелкие виды хлыстовства

Статья херсонского епархиального миссионера Михаила Александровича Кальнева про небольшие секты в хлыстовстве в Царской России на начало 20 века
Мелкие секты хлыстовства («серые голуби», «беседники», «мормоны самарские», «шалапуты», «паниашковцы», «телеши», «марьяновцы», «штундохлысты», «бесо-перевоплосценцы» и др.).

Ни на одной из русских сект не сбылся так наглядно и поучительно общий исторически для всех сект и ересей закон, в силу которого каждая из них в дальнейшем своем существовании распадается на новые, вырождающееся из нее, виды и течения, часто друг другу противоречивые в учении и враждебные в жизни, как обнаружился этот закон в истории главнейшей и старейшей из русских сект — хлыстовщины.
Да это и не удивительно. Если в рационалистических сектах, при свободном отношении их последователей к св. Писанию, как источнику христианского вероучения, все же есть нечто объединяющее их, это именно: — то-же самое св. Писание, хотя и разно ими понимаемое и изъясняемое, то в сектах мистических, по отношению к источникам их вероучения, мы видим самый крайний субъективизм, переходящей не только в совершенно произвольное толкование Писания, но даже в прямое, часто грубое отрицание его всякого значения и авторитета; для них Библия — «хлопотница».

В мистических сектах источником вероучения признается субъективное чувство непосредственного озарения Самим Богом души человека, слияние с Ним в одно нераздельное существо или поглощение личности человека «накатившим» на него «духом» в состоянии экзальтации и духовного восторга, когда все, что делает или говорит человек, по убеждению сектантов — мистиков, делает и говорит не он, а сам Дух Святой.

Не удивительно, поэтому, что, соответственно субъективным особенностям вожаков мистических сект, каждому из них «дух» дает «свое» иногда не только отличное, но и совершенно противоположное по содержанию, откровение, вследствие чего образование в мистических сектах их новых видов зависит только от умения, силы воли и влияния на сектантов со стороны получивших свыше «откровение» их вожаков, что, при умственной темноте и религиозном невежестве простого народа, является делом очень и очень легким.

В этом и заключается причина такого большого дробления хлыстовщины на множество мелких, иногда почти тождественных по вероучению и культу сект, часто подпадающих влиянию рационалистических сект, но в основе своей все же удерживающих учение и особенно культ хлыстовства, к разновидностям которого могут быть отнесены нижеследующие секты.

«Серые голуби», или «Божьи голуби»

— секта существующая в Самарской губернии. Занесена она сюда в 30-х годах 19 века, из села Майданы, Ардатовского yeзда, Симбирской губернии. От старого хлыстовства она почти ничем не отличается, кроме того, что ее последователи вступают в брак церковный, рожают детей, но законных жен своих считают ниже прислуги и имеют «сестриц», с которыми живут «христовой любовью», т. е. в незаконной связи. Некоторой особенностью последователей секты «серых голубей», как установлено это еще на III Всероссийском миссионерском съезде в Казани, является обязательное устройство радении с пятницы на субботу.

«Беседники»

Беседники в Самарской же губернии — те-же хлысты; учение этой секты занесено сюда тоже в 30 годах 19 века из села Прислонихи, Сызранского уезда, Симбирской же губернии. Свое назвагие эта секта получила от «беседок», каковым именем сектанты называют свои радения. При общем с хлыстами учении и культе, «беседники» отличаются от них общинным устройством жизни, напоминающим устройство монастырей, при чем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами — мужчина; отличаются они ношением черного платья, почему народ именует их еще «чернецами» и «черничками», а так же особенным показным исполнением обрядов и предписаний православной Церкви, неопустительным посещением храма и большими жертвами на его нужды, частым исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, особенным лицемерным уважением к духовенству и проч. Вообще это один из более осторожных и скрытных видов хлыстовской секты и потому особенно вредный для Церкви.

«Мормоны Самарские»

«Мормоны самарские» появились в Самарской епархии в 40 годах 19 века; основателем ее считают крестьянина села Александрова-Гая, Новоузенского уезда, Ивана Каныгина. Эта секта распадается на два течения: на собственно «мормонов» (в Николаевском и Бузулукском уездах) и «методистов» (в Новоузенском уезде). Оба названия даны обеим хлыстовским сектам произвольно и совершенно не удачно; первым —потому только, что они допускают, подобно американским «мормонам», многоженство, а вторым, вероятно, только вследствие отрицательного отношения к обрядам православия. В устройстве этих общин, очевидно, сказалось сильное воздействие молоканства и прыгунства, под влиянием которых мормоны завели у себя даже наименования своих должностных лиц в общинах: «рука», «нога», «глаз» и т. п., удержав общехлыстовские наименования для своих вожаков, —"пророк", «христос», «саваоф», «богородица» и т. п.

Отличие «мормонов самарских» от «методистов» составляет их отношение к браку и образ жизни: в то время как первые, отвергнув брак, завели у себя многоженство, но ведут воздержанную, трезвую жизнь, вторые—отъявленные пьяницы и распутники.

«Шалопуты»

Перфирий Петрович Катасонов
Шалопуты (люди шального пути) представляют собою последователей той-же хлыстовщины с некоторыми довольно значительными от нее уклонениями. Этот вид хлыстовства распространен преимущественно на Северном Кавказе (особенно в Ставропольской губернии и Кубанской области) и в Малороссии; есть они и в Петербургской губернии.

Основателем шалопутства был крестьянин с. Перевозова, Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, Перфирий Петрович Катасонов, объявил себя «живым богом» около 1875 года и пользовавшийся громадным влиянием на шалопутов. После его смерти, в 1886 г., его место занял мещанин г. Ейска, Роман Петрович Лихачев, живший в ст. Старощербиновской, Кубанской области. Теперь его конкурентами являются Петр Лордугин, мещанин г. Георгиевска, Ставропольской губ., и Григорий Шевченко.

К особенностям шалопутской общины может быть отнесено наименование «богородицами» не только женщин, но и мужчин, ибо, говорят шалопуты, и последние «рождают словом», т. е. обучением, других людей. Равным образом и «христом» может быть не только мужчина, но и женщина, ибо Христос одинаково может вселяться как в мужчин, так и в женщин. Вот почему у Петербургских, напр., шалопутов «христом» состоит женщина.

Шалопутские «пророки», прежде чем получат это звание, «залегают» на сорокодневный пост. Очень многие из них от истощения умирают, иные сходят с ума. Выдержавшие столь продолжительный пост признаются сектантами за пророков, получивших Св. Дух, хотя это звание чаще достигается для всех известным, но тщательно скрываемым, плутовством: «залегших на пост» приближенные к ним «братцы» и «сестрицы» потихоньку кормят и поят, тая это даже друг от друга.

Нет никакого сомнения, что в последнее время шалопутство подпало под сильное влияние штундизма, молоканства, духоборства и толстовства. От первых оно стало заимствовать религиозное устройство общин, со «старшими братьями» и «пресвитерами», назначаемыми «христами», от вторых восприняло чисто социалистические и коммунистические идеи, выражающиеся в практической их жизни проповедью взгляда на землю, как на достояние общее для всех людей, в устройстве общин на чисто коммунистических началах, с общностью труда и орудий его производства, общностью земли, имущества, денег и скота и учреждением своего шалопутского суда, решениям которого все шалопуты повинуются беспрекословно. В остальном, т. е. в учении, культе и отношении к браку, шалопуты — те-же хлысты.

«Паниашковцы»

Эта, появившаяся на почве хлыстовства, антисанитарная секта, получила свое название от ее основателя Паниашки (он же Алексей Гаврилов), прибывшего из Афона в Покровскую слободу, Самарской губернии в конце 80-х годов 19 века.

На первых порах Паниашка старался показать себя самым ревностным православным христианином, но потом окружил себя «богородицами» и «апостолами», открыл радения в своем доме, куда допускал только тех, кто приносил к нему обильные «дары». Ко всем хлыстовским бредням Паниашка присоединил еще свое учение о пище, питии и одежде, как бесовских требованиях для мерзкой плоти. Исходя из понятия о плоти, как греховном начале, Паниашка стал отрицательно относиться ко всем ее потребностям, считая их требованиями беса.

Последователи Паниашки, не делая никакого различия в пище и питье, с отвращением и только по необходимости их употребляли, приговаривая при этом, «на, бес»! Это же слово они употребляли при выкладке хлеба в печь, когда наливали воду в посуду, при отправлении естественных потребностей и т. п.

Паниашковцы перестали сменять одежду, пока она вся не износится, перестали умываться, вычесываться и повели чисто животную, скотскую жизнь, предаваясь для «замора плоти» самому стадному разврату.

Собственность паниашковцы отвергают: у них все общее, начиная с пищи и кончая женами.

Еще одной отличительной особенностью секты паниашковцов является их убеждение в том, что злые духи обитают внутри человека, почему их изгнание сектанты производят громким испусканием из себя газов.

Поступающих в их секту паниашковцы часто бьют, как «нечистых», и бьют самым жестоким образом до тех пор, пока он не испустить газов, после чего новый член секты считается освободившимся от беса, «святым», — конечно, до некоторого только времени… От такого приема в секту избавляются только внесением большого «дара» вожаку для нужд сектантской общины.

Учение Паниашки в 1907 году распространилось в трех волостях Самарской губернии: Узморской, Генеральской и Покровской. По смерти Паниашки, его приемником стал Белобородов, но при нем секта стала разлагаться вследствие раздора мужчин из-за «богородиц». Вероятно, со смертью первых членов этой секты и старых ее вожаков, она прекратит свое существование, как слишком уж бессмысленная по учению и безобразная по жизни ее последователей.

«Телеши»

«Телеши», насчитывавшие в Самарской губернии в 1891 году до 5000 последователей, допускают общее сожитие мужчин и женщин. Свое название эта стадная секта получила от того обстоятельства, что ее последователи, считая себя такими же бесгрешними, какими были первые люди в раю, уподобляя себя Адаму и Еве, совершают радения совершенно нагими, вместе как мужчины, так и женщины.

«Марьяновцы»

«Марьяновцы» получили свое название от некой бабы Марьяны, ставшей в конце 40 годов 19 века во главе части хлыстов сперва Таврической, а потом и Херсонской губерний. На этом течении хлыстов, по всей вероятности, отразилось весьма значительное влияние таврических молокан. Это сказалось в заметном отрицательном отношении марьяновцев к обрядам православной Церкви, богослужению, священству, и таинствам ее.

В семидесятых годах 19 века стало замечаться особенно сильное брожение среди Николаевских хлыстов, усвоивших отрицательное отношение к православию, сперва под влиянием отношений с Таврическими марьяновцами, а потом под личным влиянием Марьяны, когда она переселилась в г. Николаев. Почти одновременно с влиянием секты марьяновцев на николаевских хлыстов стали оказывать сильное на них воздействие пашковщина и местный штундизм, отрицательные отношения которых к Православию все больше и больше прививались к хлыстам, пока не образовался среди них в конце 1880-х годов новый вид открытого хлыстовства, которому усвоено впервые в Херсонской епархии наименование «штундохлыстов».

«Штундохлысты»

«Штундохлысты», во главе со своим вожаком Диомидом Старюком, открыто порвали связь с Церковью. Эта секта представляет собой редкое соединение рационализма с мистицизмом, наглядно убеждая интересующихся сектанством, что деление сект на рационалистические и мистические верно только до некоторой степени, что многие секты, именуемые рационалистическими, таят в себе крепкие зародыши мистицизма, как и наоборот, многие мистические секты имеют в себе значительную долю рационализма.

Такие же секты, как прыгунство, иеговизм, особенно малеванство и еще более — штундохлыстовство служат ярким доказательством возможности одновременного существования в одной и той же секте рационалистических и мистических идей. В этом именно отношении штундохлыстовство является сектой, представляющей собою для сектоведения особый интерес.

Штундохлысты, отрицая св. Писание, как источник вероучения, и прибегая к нему только для подтверждения своего отрицательного учения по отношению к Православию, считают, подобно хлыстам, единственным источником своего учения озарение св. Духом, говорящего через их пророков.

Отрицая подобно штундизму всю нашу обрядность, все таинства Церкви, ее иерархию, почитание св. иконъ, св. Креста и проч., штундохлысты удержали у себя учение хлыстов о плоти, как злом начал, о мясной пище, как скверна, сохранили хлыстовский взгляд на брак, допуская свободное отношение полов между собою и сохранив в своих собраниях культ хлыстовских радений, с их плясками, верчениями, пророчествами и т. п., что все совершается ими, с изданием закона о веротерпимости, почти открыто.

Нет никакого сомнения, что, при новом вероисповедном законе, секта штундохлыстов, с одной стороны, открыто отрицающая обряды и учение православной Церкви, с другой, — привлекающая к себе людей слабой воли потворством их чувственным страстям, будет иметь широкое распространение и прежде всего среди самых хлыстов.

Кроме Херсонской губернии, штундохлысты, как видно это из официальных о них судебных дел и сообщении печати, уже существу- ют в Таврической, Самарской и Ставропольской губерниях, а также Кубанской, Донской и Уральской областях.

«Бесоперевоплощенцы»

Об этой, близкой к хлыстовской, а особенно к новохлыстовской сектам, именно в учении их о перевоплощениях душ, сообщает следующие сведения московский епархиальный миссионер, И. Г. Айвазов.

«Основателем этой секты, говорит он, является некто В. К. Мюр, комиссионер газетных объявлений. Он был католиком, затем единоверцем, и наконец, основал свое учение, на основании, между прочим, даруемых ему „откровений Св. Духа“. По учению Мюра, было два завета: Ветхий — Бога Отца и Новый— Сына Божьего. В 1666 году антихрист истребил Церковь, и тогда же начался третий Завет — Св. Духа. Этот завет исполнился чрез откровение Св. Духа Мюру.

Мюр является ангелом, летящим посередине неба с вечным Евангелием, чтобы благовествовать живущим на земле всякому племени, и колену, и языку, и народу (Апок. 14, 6).

Все люди, по Мюру, воплощенные бесы. Сатанаил, „Любезнейший Сын Божий“, воспротивился Творцу и отторг от Него многих ангелов. Возмутившиеся были низвергнуты с неба на землю и стали людьми. Люди постепенно совершенствуются в своей духовной жизни, постоянно перевоплощаясь, причем самое число душ всегда остается без изменения. Это подтверждается существованием не многих народностей, а только иудеев или двенадцати колен Израилевых, которые и перевоплощаются постоянно. Это же подтверждает и Господь словами: „Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной, в пакибытие, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы Своей, сядете и вы на 12 престолах, судить 12 колен сынов Израилевыхе“ (Mф. 19; 28).

Перевоплощение, по мнению Мюра, доказывается и событиями из Слова Божьего. Иуда, предавший Христа, был изгнан из апостольского общества. Апостолы, не понимая закона перевоплощения, хотели сами восполнить общество 12-ти. Однако молитва их не была услышана, и они решили вопрос „пуговицами“. После вступления апостола Павла в Церковь, открылось, что перевоплощением Иуды в апостола Павла восполнилось число апостолов. Зная себя, апостол языков говорил: „после всех явился Господь и мне, как некоему извергу“ (Деян. 15; 8), чем ясно указал на свое первичное „извержение“ из сонма апостолов за предательство Господа.

Пророк Илия перевоплотился в Иоанна Крестителя, о чем говорит Сам Христос (Mф. 17; 10—13). Тоже перевоплощение замечается в истории. Магомет воплотился в Гуссе. Гусс, умирая, говорил: „вы казните Гусса, но явится лебедь“; и лебедь явился в Лютере так-как имя „Лютер“ означает „лебедь“.

Еще больше Мюр черпает из области спиритизма в подтверждение своего учения. Православную веру Мюр признает лучшей и наиболее близкой к своей „Истине“. Все таинства Церкви он понимает духовно.

Бесоперевоплощенцы, по Мюру, стоят выше толпы, они обожествляются.

Можно думать, что за учением Мюра искусно скрыта хлыстовщина. По крайней мере, среди последователей Мюра в употреблении хлыстовские названия: „братец“, „апостолы“, „увещатели“…

Явных последователей у Мюра мало. Но есть основание думать, что тайных очень много. Они, подобно хлыстам, таятся.

После 17 апреля 1905 года Мюр открыл было в Москве религиозные собрания, но потерпел неудачу, за недостатком слушателей, и перенес свою деятельность в дачную местность — Люблин. Изредка, впрочем, он появлялся и в Москве».

Другие

Есть еще и более мелкие секты, возникшие на почве хлыстовщины, например, скакуны — в Петербургской губернии, Еленушкина секта — в Псковской губернии, дурмановщина — в Самарской губернии и другие, но они настолько не типичны и близки к старому хлыстовству, что говорить о них подробно не представляется нужным.

Все меры, указанные для борьбы с хлыстовщиной вполне пригодны и действительны в борьбе и со всеми указанными ее разветвлениями.
Михаил Александрович Кальнев
Херсонский епархиальный миссионер
Михаил Александрович Кальнев (15.09.1864, с. Ивановка, Ананьевский у., Херсонская губ. — 1942, Болгария) — родился в семье священника.

В 1886 году окончил Одесскую духовную семинарию.
В 1890 г. — Киевскую духовную академию.
С 1 января 1892 по май 1894 года — епархиальный миссионер Ставропольской епархии.
С мая 1894 года — епархиальный миссионер Херсонской епархии.

В 1902 году произведен в титулярные советники, в 1910 году — в коллежские. В мае 1909 года Михаил Кальнев приложил большие усилия для того, чтобы власти разогнали Всероссийский съезд баптистов в Одессе. В 1915 году удостоен степени магистр богословия. Ездил на румынский фронт для поддержки солдат и офицеров русской армии.

Член Поместного Собора 1917−18 годов по избранию как мирянин от Херсонской епархии. После 1920 года — преподавал в Пастырско-богословском училище святого Кирика в Болгарии (вел лекции по миссионерству в целях обличения адвентизма, масонства, теософии, спиритизма, демонизма и пр.).

Автор многочисленных сочинений по вопросам миссионерства и борьбе с сектами.