Иеговисты

Статья священника и бывшего миссионера, помощника смотрителя Екатеринбургского духовного училища Александра Ивановича Обтемперанского про секту иеговистов (Yehowists) в Урале Царской России на начало 20 века
Секта иеговистов, как общество верующих в Иегову и принимающих Его ветхозаветные установления, кроме обрезания, известна еще под именем «Сионской вести», т. е. общества ожидающих царствия Божия в Cионе, или Иерусалиме. Сами Иеговисты любят называть себя «новозаветными иудеями», «братопророческим и клеврето-ангельским братством» и «обществом десных», т. е. надеющихся во 2-е пришествие стать по правую сторону Христа. Простой же народ называет Иеговистов «субботниками», так как они, согласно иудейскому закону, празднуют субботу.
Николай Сазонтович Ильин (на фото в 1869 году).
Первоначально эта секта появилась в 1846 году на Урале на Баранчинском заводе. Основателем ее был штабс-капитан артиллерии Николай Созонтович Ильин, незаконнорожденный сын шведского генерала Паткуля, человек, без сомнения, даровитый. Воспитание он получил в православной Церкви, но потом был недолгое время и в Иезуитском коллегиуме в Полоцке. В 1832 году он поступил на военную службу и здесь сразу же обратил на себя внимание начальства изданием руководства по морской артиллерии. Но военная служба не удовлетворила Ильина. Он начал увлекаться религиозно-нравственными учениями и наконец впал в мистицизм.

В 1843 г. он, не разрывая еще связи с православной церковью, выступает с проповедью о сущности христианства, обращенной к евреям. Переведенный через два года в Екатеринбург, он все еще увлекается исполнением уставов и обрядов православной церкви.

Далее, в 1846 году, переселившись на жительство в Баранчинский завод, он усердно ходит к вечерней и утреней молитвам, и почти всегда к литургии, при- чем его можно видеть стоящим большею частью на коленях у правого клироса. Но уже в это время Ильин начал обнаруживать непочтение к угодникам Божьим, а о некоторых высокопоставленных лицах начал отзываться с самой невыгодной стороны.

В этом же году он разорвал связь с православной Церковью и выступил с пропагандой своего учения. В 1856 году его ссылают уже в Соловецкий монастырь, а затем в Спасо-Евфимиев Суздальский. Пред смертью он был переведен в г. Митаву, где и умер. Во время этих блужданий по тюрьмам Ильин знакомится со многими утратившими истинный путь к спасению, сообщает им свое учение, и оно мало-помалу начинает распространяться и по другим местам, кроме Урала. В настоящее время иеговисты ["ильинцы"] есть на Кавказе, в губерниях Полтавской, Владимирской.
Справка
Николай Сазонтович Ильин — российский офицер и, по мнению православных богословов, ересиарх, основатель «Десного братства». По собственному утверждению являлся незаконнорождённым сыном В.Г. Паткуля. Основой его учения являлись попытки объединения различных христианских учений и иудаизма для грядущего, по его мнению, противостояния с Сатаной. Движение называют «Еговисты-ильинцы» или просто «ильинцы» WiKi-справка.
Николай Сазонтович Ильин в 1857 году. Е.В. Молоствова. Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. — Санкт-Петербург, 1914.

Центром же Иеговизма является, по видимому, г. Митава. Учение Ильина, как оно содержится современными иеговистами и как оно изложено в сочинениях «Сионская весть», «Луч света рассвета», «Общечеловеческая истина» и др., представляет из себя смешение понятий кощунственно-рационалистических с мистическими, иудейских с христианскими и христианских с чисто материалистическими и социалистическими, в результате чего получается полное безбожие и глумление над православной церковью и всем христианством.

О Боге Ильин учит, по видимому, так же, как и христианство. Он заповедует верит в Бога Отца и Господа Иисуса Христа; упоминает и о Святом Духе. Но Бог — Отец, «еврейский бог богов» — у него простой человек. Он говорит с патриархами, ест и пьет с ними, борется с Иаковом, имеет тело и душу. Он человеко-бог, т. е. имеет божественные и человеческие свойства. Тело его походит на камни аспис и сардис (Ап. IV, 2, 3).

Он создал все прочие миры, кроме нашей солнечной системы, но не в шесть дней, как сказано в Библии.

  • Бог — Отец больше Сына — Иеговы, управляющего нашим миром, которому и отдал всю власть над нашей солнечной системой.
  • Он — Иегова только мудрейший из мудрецов и обладает всеведением, насколько знает все от особых вестников-ангелов.
  • Иисус Христос — Мессия — тот же Иегова, только распятый.
  • Дух же Святой — это не что иное, как состояние человека, пребывающего в обществе десных, или особая сила действия, находящаяся в распоряжении Иеговы— человекобога, единого предвечно-бессмертного, — сила изучать разные премудрости и предсказывать будущее.

Дух святой дается Иеговой людям; и, получив его, человек становится способным знать будущее.

Имеет, например, человек способность к музыке, к какой нибудь науке, или умеет предсказывать будущее, — это значит: такому человеку дан от Иеговы Дух Святой. Душа человека есть кровь его*.

Бог в буквальном смысле не есть Творец видимого Мира, так как все сущее в беспредельном пространстве составилось и будет составляться из атомов и потом опять превратится в те же непостижимые для нас элементы.

Отсюда и назначение человека таково же, как обезьяны, животных и всего прочего: рождаться, возрастать и снова разлагаться**

При таком взгляде о промысле Божьем не может быть и речи. Существо подобное человеку, — еврей Иегова, занимающий пространство в 2 аршина, не может управлять бесчисленными мирами, а тем более не может создать их за 6 дней.
Ссылка
Втор. XII, 23 и «Физиология обыд. жизни человека» Сеченова в ссылках Иеговистов.

«Воззвание сего дивного всемирного посланника от Бога».
Библию Ильин называет «сатанинским кавардаком из лжи и истины». Первоначальную историю человеческого рода, а также историю Иеговы — Иисуса он признает, но все писанное велит проверять книгами пророков, всеобщей историей и здравым рассудком, а главное — «книгой с неба», разумея под ней переделку Апокалипсиса, произвольно толкуемого, как объяснение судеб не только будущего, но и настоящего.

Священное же предание и учение святых отцов Ильин называет «бабьими сказками, которые глупее, нежели талмуд жидовский или алкоран татарский».

Только свое собственное предание, изложенное в «Сионской вести» он велит признавать безусловно, раздавать его всем народам и устно проповедовать. Пропаганда учения по нему — главная обязанность Иеговиста.

В этом отношении Ильин является непоследовательным: проповедуя любовь, он рекомендует применять насилие к лицам не Иеговистам, а лицам, советующих не читать «Сионскую Весть», уподобляет псу, лежащему на сене, который и сам не ест и другим не дает.
Изображение православной церкви в виде жены на багряном звере. Е.В. Молоствова. Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. — Санкт-Петербург, 1914.
Церковь Православную Ильин и его последователи называют «всемирной Вавилонской блудницей», «блудницей Иезавелью» и изображают ее в виде жены, сидящей на звере багряном, облаченной в порфиру и держащей в руке своей чашу, наполненную мерзостями и нечистотами блудодеяния. Православная Церковь по его учению превратилась в горшее язычество («Сион. весть»).

Церковную иерархию иеговисты называют «порождениями ехидиными», людьми неверующими, «орудием дьявольским, скрывающим истину», «торгашами» и пр.

Не лучшими представляет он и членов православной Церкви. Он называет их «имеющими вид благочестия, а не слушающими здравого учения»; выбирающим себе учителей, которые чесали бы их уши тропарями и катавасными кондаками, именует их волками лютыми, зверями кровожадными, гробами поваленными, псами, проклятыми, чародеями, прелюбодеями и пр.

Таинства Ильин и его последователи отрицают. Крещение они считают простым обрядом, каким оно было при Иоанне Крестителе, и крестят не в Троицу, но во имя сущего, бывшего и будущего, во имя Иисуса, свидетеля верного. Крестить у них может всякий верующий, а имена дают только из существующих в Библии. Исповедь признается только друг перед другом, как и молитва. Брак допускается, как простое сожитие, даже и не с десными. Вообще же рекомендуется безбрачие. Таинство св. Причещения Иеговисты отрицают и кощунственно именуют его «сифилитическим ядом» и «чашей, наполненной всякой мерзостью».
Пример креста Иеговистов-ильинцев
Внешнее богопочитание и способы его демонстрации Иеговистами отвергаются. Храмы они именуют «капищами», где кадят даже на черепа. Почитающих святые иконы они называют «доскопоклонниками». Но отрицая всю обрядность, Ильин все же не узаконивает религию чисто духовной.

У Иеговистовъ большим почитанием пользуется изображение имени Иеговы. Это имя обыкновенно изображается на доске, картоне, бумаге, причем буквы вырезают или пишут еврейским шрифтом. Знамя всех, приставших к вере в Иегову распятого, это — крест с изображением на треугольнике имени Иеговы.

Ильин, этот великий, всемирный посланник Божий*, достойный по высоте своего служения называться Сыном Иеговы, заповедует своим последователям постоянно молиться друг за друга, при чем мужчинам с непокрытой головою, с воздетыми руками, а женщинам с покрытой голосов и с руками, сложенными ладонями вместе.

Стоять всем рекомендуется на коленях, лицом на восток или на Иерусалим, взирая на небо, как молились пророки, апостолы и сам Иисус Христос. Молиться разрешается в любом месте.
Ссылка
О явлении его с проповедью, согласно учению Иеговистов-ильинцев, предсказано у пророков: Ис. 41, 25 и 26; 42, 1 — 2, 6; Малах. 4, 5 — 6.
Исход десных из Вавилона (Из Апокалипсиса Н.С. Ильина). Е.В. Молоствова. Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. — Санкт-Петербург, 1914.
Для общей же молитвы иеговисты собираются по домам друг у друга, в день субботний, по очереди. Здесь, в противоречие общему учению, совершается вечерня, обедня, обряд покаяния без духовника; читаются молитвы пред обедом и после обеда («Луч света рассвета»).

Существенными частями этого служения является пение гимнов, музыки, коленопреклонения, земные поклоны, молитвенные обращения к Богу, взаимные благопожелания («Православный Собеседник», май 1876 г.). Соответственно человекообразному представлению, Бог прославляется здесь маршами*, песнями**.

Отвергнув иерархию церковную, Иеговисты отвергают и всякое чиноначалие. Сам уже Ильин, обозвав в 1887 году членов Екатеринбургского Окружного Суда «двуногими псами"***, провозгласив Сенат, (как и Синод), за сонм губителей, а царя православного за деспота и даже самого антихриста, который, как обладатель Московии и Тоболии (царь России), будет поражен от Господа вместе с ошуйными**** в последний день. Он же объявил и все чины и красные штаны за дурь и прелесть сатаны. Объявив полное равенство, Ильин отвергает существующей строй как церковный, так и гражданский и проповедует какое-то фантастическое братство в будущем Иерусалиме—республике.

«Два равносильных человека—бога, говорит он, на планете: Иегова и сатана. Иегова есть Бог только бессмертных, а Сатана есть Бог смертных людей. По прошествии 6000 лет Иегова одолеет Сатану, закует его в цепи и ввергнет в глубокий провал (в Aдский), установит мир, свободу и благоденствие всем народам на 1000 лет под всемирным правлением в Иерусалимской республике». По истечению 1000 лет Иегова истребит из бытия Сатану со всеми его людьми, сделает новую лучшую землю и поселится на ней со своими бессмертными людьми на 280 000 лет. И так по временам будет переделывать землю на лучшую и лучшую для своих бессмертных людей.

Что за жизнь ожидает бессмертных людей в будущей Иерусалимской республике, можно судить по следующему «Гимну всемирного Святителя Божия на шествие бессмертных людей в вечный город Иерусалим на преображенной земле».
Ссылка
Марш шествующих к трону Иеговы.

«Услышь наш утренний голос» (поется на голос: выйду-ль я на реченьку).

Заявление поданное судившим его.

Все не иеговисты.
Гимн всемирного Святителя Божия на шествие бессмертных людей в вечный город Иерусалим на преображенной земле
Что за город, что за диво
Нам для жительства ты дал!
Как изящно, как игриво
И премудро все создал!

Что за чудная природа,
Распрелестный вид садов!
Как затейлива природа
Разных фруктов и плодов!

Что за вкус и что за сладость, Аромат от них в устах, Превращают чувства в младость, Обновляют жизнь в сердцах!

И нигде так не бывало:
И в стране живых у нас,
Чтобы древо плод давало
Каждый год 12 раз.

Листья-ж их врачуют боли,
В тех внеградных ил десных,
Кои ходят в твоей воле,
А не в вымыслах своих!

Нету слова для писанья
Красоты живых цветов:
Чудо местность для гулянья
По аллеям у дворцов.
Над цветами хороводы,
Аллегорий вензеля,
Насекомые породы
Чудно строят из себя;

Изумительно одеты
В злато, яхонт и сапфир,
Те в брильянтовы корсеты…
Эти в огненный порфир.

Пташки милые везде
И даются брать руками,
Позови летят к тебе.

Загляденье, а не рыбки
Реют тут в живой воде,
К музыке все страстно липки, Заиграй плывут к тебе.

Дива дивного коровки
И невиданный весь скот,
Ласковы, ручные, ловки:
Зверских нет уже пород.

Разноцветные фонтаны Умножают красоту;
Всюду ходы мудро даны,
Вмиг взойдешь на высоту.
Удивленье та природа
И в стране живых.
И с премудростью свобода
Для всех нас людей твоих.

Значит, ты, родной желанный, Нас сердечно возлюбил,
А мир злобный, окаянный
Уж на вечность истребил.

Мы же живы все остались.
В полной славе зрим тебя,
Той надежды уж дождались,
Коей верили себя:

Жить всю вечность нам с Тобою
И как дети при отце,
В нежной дружбе меж собою,
Тут же при твоем дворца.

Изучать твою премудрость,
Возражать в ней без конца,
Все стремиться въ недоступность,
В царство нашего Отца!
О премудрый, о предвечный!
Царь свободы, царь любви,
Брат ты наш и друг сердечный
И владетель сей земли"!

Гимны иеговистов. Е.В. Молоствова. Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. — Санкт-Петербург, 1914.

Этот город Иерусалим будет спущен с неба, сделанный небесными людьми, т. е. жителями других планет, из драгоценных камней, а улицы из прозрачного золота. Окруженный огромною стеной из яшмы, 12-ю воротами из 12 жемчужин, город будет иметь по середине дворец Иеговы. Ни храма, ни жертвоприношений в нем не будет. Из-под дворца будет протекать река по всем улицам, а по берегам ее расти фруктовые деревья.

От еды этих плодов люди не будут стареть, а будут пребывать в возрасте мужчины — 34, а женщины—16 лет. Войны здесь не будет, волк и ягненок будут пастись вместе; лев станет есть сено, а змея землю.

Все эти блага ожидают иеговистов за то, что они будто бы соблюдают заповеди Иеговы точнее даже первых христиан, которые начали делиться на адски враждебные течения еще с «легкой руки апостолов», когда «многие отпали от Апостола Петра и пристали к Иоанну и Поликарпу», образовав «секту субботников, т. е. христиан, празднующих субботу и пасху по иудейски».

В 1900 году иеговисты Баранчинского завода на Урале даже вообразили было наступление будущего блаженного царства и объявили всеобщую войну сатанистам, рассылая брошюры: «Кол в горло», «Рожон» и пр. и даже динамитные машины. За что потерпели заслуженное наказание по суду и присмирели.

Это обстоятельство заставило их на Урале разделиться на две партии:

  • миротворцев, старающихся распространять свою веру мирным путем убеждения,
  • и мстителей, проповедующих необходимость истребления «сатанистов» (христиан) для ускорения открытия на земле царства Иеговы и распространяющих ругательные брошюрки.
Николай Сазонтович Ильин в 1887 году. Е.В. Молоствова. Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. — Санкт-Петербург, 1914.
Несмотря на видимую нелепость вероучения, секта Иеговистов отличается значительной устойчивостью и живучестью в сравнении с другими течениями. Обращения из этой секты сравнительно редки. Помимо твердой дисциплины, членов этой секты удерживают обыкновенно в их заблуждениях многие привлекательные стороны Иеговизма.

Прежде всего члены ее отличаются трезвой и воздержанной жизнью. Кроме того, нигде не развита так общественная взаимопомощь, как у иеговистов. В их обществе нередки даже случаи разделения собственного имущества с единомышленником-бедняком, нечего уже и говорить о помощи из общественной кассы, которой заведует особый казначей совета.

Эта взаимопомощь и удерживает часто иеговистов от обращения в православие. Удерживает их в их заблуждении и не христианская жизнь православных. На предложения миссионеров соединиться в любви с Церковью иеговисты обычно отвечают: «у вас и жить то по-христиански нельзя: ваши попы—торгаши сами губят людей, защищая в угоду правительства заводские работы по праздникам, а мы не можем работать в субботу».

Таким образом, в глазах своих и в глазах православных иеговисты являются ревностными исполнителями закона. Нравственная жизнь их выше, чем у православных.

Сознавая, очевидно, насколько привлекательны эти стороны «ошуйных», иеговисты при встречах с православными и на беседах постоянно обращают внимание слушателей на то обстоятельство, что в православной Церкви и умирать-то бедняку трудно, он останется будто бы без погребения, так как за него никто не заплатит; что у нас хорошо только богатым, которых хоронят со звонами, торжественно и пр. Эти соображения нередко заставляют православных задуматься над своим положением.

Обратившиеся из иеговистов обыкновенно рассказывают, что их прежде всего привлекает в иеговистах видимая скромность, трезвая жизнь, отсутствие в их обществе курения табака, привычки ругаться неприличными словами и обращение с женщинами, как с сестрами.

Заводится знакомство, а затем и увлечение в сектанство. Но главным средством пропаганды является рассылка брошюр*.
Ссылка
Сам основатель устную пропаганду не рекомендует. Если некоторые, не удерживаясь, и выступают на публичных беседах, то пусть, говорит он, выступают на свой страх.
Форма для записи 23-х грехов от Н. С. Ильина с возможностью оплаты в виде денежных штрафов. Е. В. Молоствова. Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии. — Санкт-Петербург, 1914.

Сами православные редко вступают в полемику с иеговистами, они бессильны против их доводов. Но все же бывают случаи, что и они решаются защищаться от своих совратителей. В этих случаях они обыкновенно обращаются за помощью к православному миссионеру.

На Нижне-Тагильском заводе был случай, когда жена иеговиста Китаева не раз обращалась с просьбой к миссионеру защитит ее от притеснений мужа, выбрасывающего иконы. Миссионер производил увещания, просил о том же и приходского священника, но безуспешно.

Действеннее в этих случаях бывают практические меры. К числу этих мер нужно отнести следующие:

  • бесплатное исполнение треб,
  • назначение в приходы, где есть иеговисты, пастырей, безусловно трезвых, некурящих табака и непьющих вина,
  • открытие приходских братств или обществ взаимопомощи.

Что же касается публичных споров с иеговистами, то в этом отношении православные миссионеры должны быть осторожны. Профессор К. И. Ивановский на основании собственного опыта на Урале, сделал в свое время заключение, что с фанатиками иеговистами лучше не беседовать публично.

Уральские же миссионеры, на основании последующего опыта за время прекращения объявленной было иеговистами сектантам «последней брони Иеговы», свидетельствует, что соблюдая осторожность, беседы могут быть проведены и с ними, но после изложения православного вероучения, и в виде опровержений заблуждений иеговистов с публичным разбором их возражений. Частные же беседы на дому безусловно возможны и могут дать благие результаты. Не следует только на фанатические выходки иеговистов-ругателей отвечать тем же.

Из вышеизложенного вероучения иеговистов видно, что эта секта, среди других русских сект, является одной из наиболее вредных как в церковном, так и в государственном отношениях, почему борьба с ней является самым серьезным и необходимым делом и Церкви и Государства.
Александр Иванович Обтемперанский
Помощник смотрителя Екатеринбургского духовного училища (бывший епархиальный миссионер)
Александр Иванович Обтемперанский (9 марта 1869 г. — 1 апреля 1936 г.) — [на момент написания статьи] Помощник смотрителя Екатеринбургского духовного училища с 1905 по 1912 год (бывший епархиальный миссионер с 1900 по 1905 года), статский советник (цензор Екатеринбургских газет), кандидат богословия.

Был из духовного сословия. Образование получил сначала в Муромском духовном училище, далее во Владимирской духовной семинарии, а позже и в Киевской духовной академии (выпуск 1893 года, кандидатская работа на тему «Судопроизводство по раскольничьим делам в истории и действующей практике»). По завершении духовного образования отправился во Владимирскую губернию, где исполнял послушание надзирателя Владимирской духовной семинарии вплоть до 1895 г. 7 В 1895 г. Александр Иванович переезжает в Саратовскую епархию, где его назначают учителем русского и церковнославянского языков в Петровское духовное училище.

В конце 1899 — начале 1900 гг. переезжает в Екатеринбург, где в разные годы занимает должности екатеринбургского епархиального миссионера, помощника смотрителя Екатеринбургского духовного училища, епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, преподавателя истории и обличения раскола, обличительного богословия с 1918 по 1919 года в ЕДУ. Был был удостоен в 1904 году орденом святой Анны 3 степени за присоединение к православной вере 107 раскольников из Екатеринбурга.

Оставил после себя обширное письменное наследие. Главным образом его труды публиковались в Екатеринбургских епархиальных ведомостях, а также достаточно крупными тиражами выходили в виде отдельных изданий, которые и по сей день можно найти в ведущих библиотеках страны.