Что делать? Современные задачи Православной внутренней миссии

Статья херсонского епархиального миссионера Михаила Александровича Кальнева про вызовы, стоящие перед православными миссионерами в начале 20 века
Ненормальное положение нашей современной миссии давно уже и ясно сознается и высшей церковной властью, и иерархами, и духовенством, и специальными деятелями миссии, и всеми, кто только интересуется и сочувствует ей, и даже теми, кто ее не любит.
Лучшим и нагляднейшим подтверждением этого являются не только все чаще и чаще проявляющиеся в печати статьи о ней самого противоположного направления, но и сам факт созыва, с благословения Святого Синода, давно желанного IV Всероссийского миссионерского Съезда.

Незначительный и слишком уж скромный бюджет расходуемых на внутреннюю миссию сумм, при существовании в необъятной России многочисленных и разнообразных видов раскола и сектанства, иногда самых вредных не только для Церкви, но и Государства, до сих пор неопределенное служебное положение деятелей миссии, этих работников по вольному найму, отсутствие во многих епархиях правильной организации миссионерского дела и единства планомерной деятельности его представителей — показывают нам, что
дело Православной внутренней миссии у нас в забвении, что оно не живет, а прозябает, не согретое теплым лучом любви, внимания и должной заботы о нем.
Об этом я говорю только мимоходом. Главная же цель моего доклада иная, именно — показать, что и затрачиваемые на нашу миссию средства и силы далеко не приносят тех плодов, какие могли бы приносить даже теперь, когда многочисленные враги Церкви со всех сторон ополчились на нее и всюду стремятся отторгнуть от нее нетвердых в вере сынов.

При нынешней организации и направлении приходской и специальной миссии она никогда не будет иметь должного успеха: лишь слабо защищая православных от многочисленных лжеучителей, она никогда не сможет перейти в давно необходимое наступление против них, она будет только мечтать об этом, видя со скорбью все новые и новые отпадения от Церкви.
Говоря это, я совершенно чужд мысли обвинять пастырей и миссионеров, к которым имею великую честь сам принадлежать, в их недостаточно энергичной деятельности; среди тех и других есть очень много людей широкой инициативы, обширного миссионерского опыта, большой энергии и любви к делу.

Я хочу подчеркнуть только ту мысль, то глубокое, созданное уже многолетним миссионерским моим опытом, убеждение, что наша православная внутренняя миссия до тех пор будет бессильна в борьбе с расколо-сектантством, пока не выйдет на настоящую свою дорогу, пока не станет народной миссией, т.е. пока не обопрется на могучие, напрасно дремлющие, силы самого православного русского люда, подняв его на борьбу с врагами Церкви мерами религиозно-нравственного воздействия на заблудших.

Деятелями миссии, без сомнения, будут всегда предлагаться различные меры к развитию миссионерского дела в России:

  • они будут говорить о необходимости истового совершения богослужения,
  • об улучшении церковного пения и чтения,
  • об упрощении церковно-богослужебного языка и усилении церковной проповеди,
  • будут повторять известную фразу: "Каждый священник в своем приходе должен быть первым миссионером",
  • скажут о необходимости устройства церковных библиотек и обществ трезвости,
  • обильного распространения среди народа книг, брошюр и листков религиозно-просветительного и апологетического содержания,
  • повторять справедливое пожелание об усилении церковной дисциплины,
  • повышении образовательного и нравственного уровня духовенства и его материальной обеспеченности и т.п.,
о чем положительно на всех миссионерских съездах говорят, как о чем-то новом.

Найдутся и такие, которые посмотрят несколько шире на затронутый вопрос об улучшены внутренней миссии и скажут, что оно наступит только тогда, когда осуществится улучшение всей приходской жизни: возрождение в приходе чистоты быта и жизни христианской.

Все вышеприведенные, уже не раз высказанные, пожелания, без сомнения, хороши и, будучи осуществлены в жизни, конечно, много бы изменили к лучшему успеху нашей миссии, особенно это нужно сказать о возрождении христианской жизни приходов. Но останавливаться только на высказанных мероприятиях, видеть непременно успех борьбы с сектантством, хотя бы даже в реорганизации приходов, в поднятии христианской настроенности прихожан, в возрождении среди них чистоты быта и жизни христианской, было бы ошибочно.
Архиепископ Димитрий (в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий; 26 октября 1839, Вересы, Житомирский уезд, Волынская губерния — 16 февраля 1913, Одесса) — духовный писатель и церковно-общественный деятель, архиепископ Херсонский и Одесский, профессор Киевской духовной академии по древней церковной истории (с 1867)
Все предлагаемые мероприятия касаются больше улучшения социально- бытовых, нравственных и религиозно-эстетических потребностей христиан и на и очень мало уделяют места прямому удовлетворению его религиозной мысли, а без этого удовлетворения религиозные заблуждения среди христиан всегда были, есть и будут.

Ведь религиозное настроение христиан апостольского и ближайшего к нему времени служит и теперь идеалом для христиан всех мест и народов. Однако и в то время были не только Анании и Сапфиры, коринфские кровосмесники и люди различных пороков, а были и Симоны волхвы (Деян. 8; 9—11) и богохульствовавшие Именей с Александром (1 Тим. 1, 20); были лжепророки, "отвергавшиеся искупившего их Господа", и "люди, отделявшиеся от единства веры" (Иуд. 19), были из среды христиан говорившие, что "нет воскрешения мертвых" (1 Кор. 15; 12); были "обольстители, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти" (2 Иоан. 1, 7), и другие еретики.

Лжеучению всех их была противопоставлена св. Апостолами, пастырями и учителями первенствующей Церкви живая проповедь и обличение.
И теперь, если бы даже осуществилась наша мечта о возрождении христианской жизни в приходах, без приходской специальной, активной миссии никогда не обойтись в борьбе с сектантством: заблуждения религиозной мысли среди христиан будут, по словам апостолов и Христа, всегда, до конца Мира: (Mф. 24; 5, 11, 2 4. 2 Петр. 2; 1—2. 1 Тим. 4; 3—4).

Все вышеприведенные меры воздействия Церкви на сектантов, кончая даже возрождением христианской жизни приходов, — меры охранительного порядка и вовсе не исключают, а еще более предполагают меры положительной, активной миссии среди заблудших, ибо, скажем авторитетными словами преосвященника Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского:
"Церковь сама есть великий богоучрежденный стан миссионерский, выдвигающей на святое дело еще особых хорошо подготовленных работников миссии. И прекращение дела благоветнического, миссионерского, было бы равносильно прекращению доброго воздействия Церкви на жизнь человечества; это была бы угроза самому ее существованию"*.
преосвященник Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский
И действительно, мы всегда должны помнить, что кроме слов Христа Спасителя, относящихся ко всем христианам: "так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного" (Mф. 5, 16), было еще прямое Его повеление оставить 99 не заблудившихся овец и пойти искать одну заблудшую (Mф. 18; 12—14), ибо сказал Христос: "кто не собирает со Мною, тот, расточает" (Mф. 12, 30). Для собирания же духовных овец, ушедших в дебри сектанства и там заблудившихся, нужны уже не охранительные, а активные меры приходской и специальной миссии.
Ссылка
Речь высокопр. Димитрия, архиепископа Херс, и Одесс., перед открытием областного съезда в г. Одесcе в 1905 году.
Но в состоянии ли православная внутренняя наша миссия, при современном ее положении и направлении, перейти в активное наступление против врагов Церкви, обратить свои силы и средства на вразумление заблудших и возвращение их в ее лоно?

На этот вопрос можно ответить только отрицательно.

Я постараюсь доказать это, основываясь на официальных статистических данных, взяв для примера положение сектанства и результаты миссий в Херсонской епархии, как более зараженной разновидным сектантством, особенно — воинствующим штундобаптизмом, и как такой епархии, где миссионерское дело, всегда пользовавшееся вниманием ее архипастырей, лучше организовано, чем в огромном большинстве епархий всей России.

Официальные статистические сведения о состоянии и движении сектантства и результатах борьбы с ним местной миссии показывают, что сектантов в Херсонской епархии более 7-ми тысяч, при 10 различных его видах, с огромным преобладанием (более 5 тыс.) штундо-баптистов.

Приходы с восьмитысячным населением дают за год в среднем около 400 рождений и до 200 умерших. Число присоединений в прошлые годы доходило до 200 и совращении — до 100; с 1905 года число присоединений стало уменьшаться, а совращений увеличиваться, почти до их уравнения. Таким образом, в данное время мы должны считаться с естественным приростом сектантства, увеличивающегося в год путем естественного прироста почти на 200 душ.

Известно всем, что штундистская миссия в последнее время настолько усилилась и окрепла, что грозит большими бедами православным приходам. Из протокола одной штундисткой конференции видно, что на одну Херсонскую губ. назначено на жалованье до 10 штундистских миссионеров; если взять во внимание наезды в нее миссионеров из других губерний и даже из-за границы (Америки, Англии и особенно Германии), если обратить внимание на то, что большие штундистские общины, напр., Одесская, Николаевская, Елисаветградская, Любомирская и др., имеют своих миссионеров, если, наконец, вспомнить, что вследствие необыкновенно развитого духа прозелитизма в штундизмe почти каждый его последователь —грамотный и безграмотный, мужчины и женщины, старики и даже дети, являются рьяными пропагаторами лжеучения своей секты, то мы поймем, с какою грозной и фанатичной силой должны иметь дело 8 православных миссионеров Херсонской епархии и душ 20 священников, ведущих активную борьбу не только со штундизмом, но и с другими существующими в епархии сектами.
Из тех же статистических сведений видно, что всех зараженных сектантами в обширной по территории Херсонской епархии - до 300-х, а в год проводится миссионерских бесед до 900, т.е. на каждый пункт приходится по 3 беседы в год.

Если священниками всей епархии проведено, допустим, 300 специальных антисектантских бесед, то и тогда на каждый зараженный сектантами пункт придется по 4 беседы в год.
Скажите, пожалуйста, какой результат могут дать проведенные за целый год 4 миссионерских беседы, при массе недоуменных религиозных вопросов не только у сектантов, но и православных?
Некоторые же приходы совсем не посещаются миссионерами в течение целого года, а то и больше, по той простой причине, что более зараженные и сильно взволнованные сектантской пропагандой приходы требуют более частых, неоднократных, их посещений и миссионерских бесед.

Тогда, при неспособных или нерадивых к приходской миссии пастырях, какая легкость, какой простор для наездов в эти приходы сектантских проповедников, какое удобное поле для посева их лжеучений!

Если принять во внимание, что для одних противоштундовых бесед должно быть до 20 тем, что они все должны проводиться за год и ежегодно, так как не весь же приход всякий раз может слушать каждую, хотя бы и публичную, беседу, то в Херсонской, например, епархии необходимо проводить ежегодно не 900, а 6000 бесед, т.е., при увеличении в пять раз противосектантской деятельности приходских священников, нужно иметь не 8, а 40 специальных миссионеров! Но, спрашивается, где же взять средства для их содержания?

Мне опять слышится ходячая в течение 20 лет и часто повторяемая, особенно в архиерейских резолюциях, фраза из правил миссии, изданных Св. Синодом еще в 1889 году: "каждый священник в своем приходе должен быть первым миссионером".

Так-то так, но пройдет еще не 20, а 200 лет, и, при существующем строе нашей миссии, эта фраза останется такой же фразой, возбуждающей приятные мечты о желаемом, но никогда не осуществимом, ибо неправоспособные и нерадивые к делу миссии пастыри всегда были и будут, добавляю для справедливости, — как и миссионеры.

Мне снова слышатся уже не новые, давно знакомые слова об истовом богослужении, о библиотеках, обществах трезвости, христианской взаимопомощи, слышатся и новые, теперь ходячие, речи о возрождении христианской жизни в приходах и их реорганизации на началах
первенствующей Церкви и церковной дисциплины, слышится, как, увлекаясь этими хорошими желаниями, высказывают тенденцию о ненужности самих бесед с заблудшими, при осуществлении этих пожеланий.

Но мы твердо убеждены, что "и это надлежит делать и того не оставлять", т.е. не забывать, что кроме охранительных мер по отношению к православным, нужны меры и активной борьбы по отношению к сектантам, нужно не только религиозно-нравственное воздействие на православную паству, но и терпеливое искание заблудших посредством пастырско-миссионерского наставления, убеждения и обличения, нужна повсеместная активная борьба с сектантством, во всеоружии слова Божия.

Без специальной и активной пастырской миссии Церкви никогда не обойтись в борьбе с врагами, иначе она, действительно, перестанет быть Церковью.
Но если само существование Церкви на земле, как "воинствующей" обязательно требует от нее не только постоянной борьбы с ее врагами и защиты от них своих детей, но и привлечение в свое лоно заблудших; между тем результаты деятельности современной нашей внутренней миссии оказываются, при ее нынешней организации, далеко не достигающими цели, то что нужно для успешной борьбы ее с сектанством, кроме обновления религиозно-нравственной жизни приходов и всех вышеприведенных рекомендуемых мер?

Нужно, чтобы приходская и специальная миссия в борьбе с сектантством оказывали свое религиозно-просветительное влияние не только на народ, но и через народ.

Наша миссия тогда лишь станет на свой истинный путь, когда станет народной миссией, когда разбудит напрасно и давно уже дремлющие силы православного русского народа, научит его разумно веровать и вселит в него горячую любовь к Православию и сознательное убеждение в том, что вне его нет спасения, а гибель навсегда, навеки; когда затем обопрется в борьбе с врагами Церкви на ее забытых членов, на лучших людей в приходе и разумно поведет эту могучую сознательную силу на своих врагов и на искание, по неведению истинного пути, заблудших своих овец.

Все это совершается тогда, когда,
под руководством пастырей и при участии миссионеров, по всему лицу святой Руси образуются во всех приходах из простого народа и верующей интеллигенции миссионерские общества, братства или кружки ревнителей Православия.
Князь Константин Константинович Острожский (также Василий-Константин, Константин-Василий; 12 февраля 1526 — 13 февраля 1608) — глава рода Острожских, староста Владимирский и маршалок Волынской земли (1550—1608), воевода киевский (1559—1608), покровитель православной веры. Младший сын великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского (1460—1530). Основал Острожскую типографию, в которой работали первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Сектанты, у которых относительно организации миссии нам следовало бы многому поучиться, прекрасно поняли всю великую важность и необходимость народной миссии; почти повсюду, даже по глухим хуторам, они организовали воскресные миссионерские беседы для народа, детские и юношеские собрания, во время которых они изучают Св. Писание и приемы бесед с православными, разбирают возражения и доводы наших миссионеров и апологетической противосектантской литературы и знакомятся с литературой сектантской.

Из посетителей именно таких собраний и выходят потом самые искусные и фанатичные проводники сектантства, его распространители и совратители православных.

Мы гоним от себя мысль, мы не хотим и боимся сознаться, что уже переживаем времена Константина Острожского, что католичество и сектантство, особенно в форме русского баптизма, имеющего, быть может, в недалеком будущем объединить все рационалистические русские секты, скоро заразят все православные приходы в России, грозя в будущем массовыми отпадениями от Православия. Уже теперь в иных приходах наполовину пустуют святые храмы; неужели нам ждать полного их закрытия?

Или история реформации в католической церкви нас ничему не научила, и тяжелый, но блестяще удавшийся исторический опыт великой борьбы Западной Руси, с помощью церковных православных братств, нами позабыт навсегда? О, это было бы очень печально и постыдно!

Сама жизнь вызывает появление обществ, братств и кружков ревнителей Православия. В наше время замечается особенно сильный подъем религиозно-нравственного самосознания. Поверхностному наблюдателю нашей тревожной и бурной жизни, жизни полной всяких религиозных брожений, всевозможных преступлений против чести, личности, собственности, религии и даже своей и чужой жизни, кажется, что люди во всей массе своей забыли Бога и поклонились богу зла, вражды и насилия.

Но нет! "Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Римл. 5, 20): теперь именно лучшие из христиан, воспрянули духом, они отчасти уже вышли и теперь продолжают выходить на борьбу с безбожием, искажением веры и с нравственной распущенностью, —выходят, и будут выходить, не одиноко, а сплоченной дружиной, с благородной гордостью объявляя себя "ревнителями православия".

Таким образом, появление обществ или кружков ревнителей православия не есть нечто случайное, искусственное и мимолетное, но совершенно естественное, вызванное современной религиозно-нравственной и социально-политической жизнью православного русского народа.

Прошло время печального общего равнодушия и безразличия к вере; можно с уверенностью сказать, что скоро это желательное движение охватит и высшие слои действительно русского общества. Закрывать глаза на это движение, игнорировать его не должен никто, особенно наше православное духовенство, если не хочет само оттолкнуть от себя лучших людей Церкви, ожидающих от него духовного хлеба, помощи и руководства для защиты от врагов своих религиозных убеждений и основ христианской жизни.
Лучшие в приходе люди сами хорошо сознают необходимость борьбы с сектантством и, при безучастном отношены к этому делу пастырей, сами объединяются, сами организуются в общества или кружки ревнителей Православия, сами устраивают религиозные собрания с чтением и объяснением слова Божьего, с пением церковных песнопений и песней духовного содержания.

Остановить это религиозное движение в народе не в силах никто, как не в силах никто остановить течение реки: попытки к ее преграждению заставили бы ее только выступить из берегов, беспорядочно разлиться и тем принести людям много бед и несчастий.

Вы, конечно, можете себе представить, в каком опасном положении находятся даже лучшие в приходе люди, предоставленные самим себе, вырабатывающее религиозное миросозерцание своими лишь слабыми силами? Их беспастырные собрания это — корабли без кормчих, предоставленные на волю капризных ветров, в судьбе своей зависящие от свирепых волн, опасных мелей и скал.

Я мог бы привести не мало печальных примеров из приходской жизни, так мне хорошо известной, Херсонской епархии, когда лучшие люди в приходе, не находя внимания к своим религиозным нуждам со стороны пастырей, образовав с доброй целью не руководимые ими собрания, незаметно для самих себя переходили потом открыто в сектантство. Укажу некоторые из них.

  • Вот, например, в м. Николаевке (Жидовское), Ананьевского уезда, прекрасный хор певчих целиком в полном своем составе перешел в штунду;
  • в с. Завадовке, того же уезда, не так давно совратилось туда же и в адвентизм общество трезвенников,
  • а в деревне Карловке, Аннинского прихода, Елисаветградского уезда, перешли в сектантство почти все ревнители Православия, во главе со своим руководителем.

И все это — единственно потому, что во всех указанных приходах священники оставили лучших, но темных прихожан, в решении вопросов веры самим себе. Лишь благодаря крайним усилиям миссии, люди одумались в первых двух местах, а в третьем дело еще до сих пор не поправилось.

А между тем в религиозной жизни приходов общества и кружки ревнителей Православия, как это показал уже достаточный опыт, могут принести огромную, неоценимую пользу. Да иначе и быть не может: ведь члены это — соль прихода, это свет его, это лучшие его силы, на которые пастырь может доверчиво опереться во всех, часто тяжелых обстоятельствах своей приходской жизни и деятельности, во всех добрых начинаниях в борьбе со всяким злом вообще и с сектанством в частности.

Вот почему в наше время люди горячей, искренней веры и деятельной христианской жизни особенно дороги, особенно желательны для Церкви: соединенные, под пастырским руководством, в одну тесную семью, они являются не только прекрасною разведочной силой, как ближе стоящие к народу, чем всякий миссионер и пастырь, но и той именно доброй закваской, которая квасит все духовное тесто, определяет и направляет христианскую жизнь всего прихода.
Разве нам, миссионерам, неизвестно, что многие расшатанные в религиозно-нравственном отношении приходы пока еще сдерживаются, пока еще сохраняются от окончательного своего разложения каким-нибудь десятком истинно-верующих прихожан?
Разве нам не приходится посещать такие приходы, где если храмы не закрылись окончательно, то только благодаря буквально горсти верных сынов Церкви?

Не так давно, в одну из своих миссионерских поездок, я посетил самый зараженный в Херсонской епархии приход (Новопокровское, Одесского уезда), где прежде часто не только вечерня и утреня, а даже и обедня проводилась при одном церковном старосте и стороже, где, кроме крещения и брака, не совершалось ни одного таинства для прихожан, где, кроме погребений, не совершалось для них почти ни одной требы.

Я был поражен, что в "родительскую субботу", в храме не было ни души, не совершено ни одной панихиды. В этом же приходе православные, по их же собственным словам, по несколько лет не бывали в храме, у исповеди и св. причастия, и большинство умирающих отходило в вечность без напутствия. Храм и церковная в нем утварь были в невозможном виде; церковно-приходская школа была пуста. Сектантство, в виде штундизма и адвентизма, возросло в нем до 800 человек!

Думаю, что этот приход самый зараженный штундой во всей России.

Словом, люди в религиозном отношении совершенно одичали; одичали, конечно, и в нравственном. Так было в нем несколько лет назад, но теперь иначе.

После упорных в течение нескольких лет пастырско-миссионерских трудов и организации в двух пунктах прихода кружков ревнителей православия, преимущественно из бывшей в школе молодежи, приход возродился, и храм теперь всегда полон молящихся людей; пропаганда сектантства успеха уже не имеет, начались массовые присоединения к православию. Так, в течение последнего года совратилась одна лишь девушка, сирота, вышедшая замуж за сектанта, а присоединилось к православию 60 душ. Прихожане решили расширить и обновить храм; церковная школа переполнена; задумали строить новую.

Словом, приход ожил; народ стал приходить в разум веры, начал собираться около пастыря своего, бывшего миссионера.
Одним уже своим существованием кружки ревнителей православия привлекают к себе сектантов. Когда, после многолетних трудов, мне удалось открыть и, как должно, организовать кружок ревнителей православия в Одессе, многие не только православные, ходившие на моления сектантов, но даже некоторые из сектантов, бросив свои общины, стали посещать собрания кружка, открыто сознаваясь, что это они сделали тотчас, как только узнали о существовали его, ибо теперь они могут не только учиться истинам христианской веры, но и имеют возможность в обществе людей верующих "душу отвести".

История миссионерского дела в этом и других подобных приходах наглядно убеждает нас в том, что даже горсть православных людей, соединенных святой задачей защиты родной веры, при заботах и руководстве пастыря и поддержке миссионеров, может сделать многое в зараженном приходе, может вдохнуть в духовные трупы жизнь и обновление во Христе Иисусе.

Но я считаю необходимым остановиться на следующем предостережении. Наша миссия должна поведать всему сектантству не только чистоту, величие и истинность Православия, в его учении, но и в христианской жизни, как реальном обнаружении этой веры и для всех наглядном и убедительном доказательстве ее святости и спасительности.

Вот почему непременным условием не только успешной деятельности, но и самого существования приходских обществ и кружков ревнителей православия является, кроме искренней веры, и безупречная жизнь их членов. Отсюда следует, что принятие в эти миссионерские общества и кружки их членов должно происходить со строгим разбором, дабы порочная жизнь, хотя бы одного из них, не дала повода к несправедливому обвинению всех в не христианской жизни и не подорвала этим благотворного их влияния на заблудших.

Сведя все вышесказанное к одному, необходимо придти к следующему выводу.

Не отрицая пользы существующих и рекомендуемых мер борьбы с сектантством, как имеющих, без сомнения, свое значение в деле миссии, мы все же должны считать их мерами скорее охранительного порядка и потому далеко не достаточными.
Наша миссия до тех пор не будет иметь желаемого успеха, пока она не перейдет из оборонительного в наступательное положение, а последнее возможно только тогда, когда она примет характер миссии народной, что в свою очередь возможно только с образованием во всех приходах миссионерских братств или кружков ревнителей Православия.
Как явление не только вызываемое современной религиозной жизнью православной Церкви, это учреждение должно быть встречено самым широким сочувствием и глубоким вниманием высшего духовного и светского правительств, духовенства, представителей миссии и православного русского общества, ибо, повторяю, при отсутствии давно назревшей, активной, с помощью народа, борьбы с возрастающим в России сектантством, при его стремлении к объединению, для повсеместного нападения на Православие, нам грозит скоро увидать по всем городам, на каждой улице молитвенные дома с многоговорящей надписью: "мы проповедуем Христа распятого"; нам грозит видеть по селам, по деревням и по хуторам наполненные эти дома православным народом, — видеть на скамьях в сектантских собраниях, как "принятых" их членов, тех, которые теперь усердно посещают храм Божий и пока терпеливо стучат к нам в двери, прося успокоить их тревожные сомнения, вывести их на путь сознательной, разумной веры и защитить от врагов ее — совратителей в сектантство.

Я заканчиваю свою статью тем, с чего начал. Пора перестать возлагать все надежды в борьбе с возрастающим сектантством исключительно на священников и миссионеров. В самые тяжелые для Русской Церкви годы на защиту ее веры выступали с положительным успехом против многочисленных и сильных ее врагов не одно духовенство и миссионеры, а и сам православный Русский народ.
Мое заключительное слово к пастырям и миссионерам, труженикам на ниве Христовой и собирателям Руси святой, — в следующих, не многих словах: наша будущая православная внутренняя миссия должна быть народной миссией, т.е. с живым участием самого православного Русского народа, при руководстве пастырей и миссионеров.

Это давно уже пора нам не только понять, а и поспешить осуществить в жизни каждого прихода, не страшась трудов в одном из важнейших дел миссии, сознавая, что только с помощью самого народа можно обезвредить опасное для него сектантство, и что без труда ничто полезное не дается.

Кто из пастырей, пред лицом Господа заботящихся о спасении вверенных им духовных овец, хочет иметь в своем приходе верных стражей и мощных защитников от хищных волков, — всюду рыскающих сектантских лжеучителей, тот на задумается перед некоторой трудностью образования в приходе обществ или кружков ревнителей веры Православной, помня и великую от этого пользу и ободряющее утешение слова Божия: "Сиявшие со слезами будут пожинать с радости. С плачем несущие семена возвратятся с радостью, неся снопы свои" (Псал. 125; 5-6)!
Михаил Александрович Кальнев
Херсонский епархиальный миссионер
Михаил Александрович Кальнев (15.09.1864, с. Ивановка, Ананьевский у., Херсонская губ. — 1942, Болгария) — родился в семье священника.

В 1886 году окончил Одесскую духовную семинарию.
В 1890 г. — Киевскую духовную академию.
С 1 января 1892 по май 1894 года — епархиальный миссионер Ставропольской епархии.
С мая 1894 года — епархиальный миссионер Херсонской епархии.

В 1902 году произведен в титулярные советники, в 1910 году — в коллежские. В мае 1909 года Михаил Кальнев приложил большие усилия для того, чтобы власти разогнали Всероссийский съезд баптистов в Одессе. В 1915 году удостоен степени магистр богословия. Ездил на румынский фронт для поддержки солдат и офицеров русской армии.

Член Поместного Собора 1917−18 годов по избранию как мирянин от Херсонской епархии. После 1920 года — преподавал в Пастырско-богословском училище святого Кирика в Болгарии (вел лекции по миссионерству в целях обличения адвентизма, масонства, теософии, спиритизма, демонизма и пр.).

Автор многочисленных сочинений по вопросам миссионерства и борьбе с сектами.