Секта "Новый Израиль"

Статья екатеринославского епархиального миссионера Александра Александровича Афанасьева про секту «Новый Израиль» в Царской России на начало 20 века
Секта известная под названием «Нового Израиля», или «ново-израильской общины» впервые начала обнаруживаться во многих епархиях лет пятнадцать тому назад. Появилась она на почве хлыстовства, как раскол среди хлыстов. Основателем и главой ново-израильской секты считается мещанин города Боброва, Воронежской губернии, Василий Семенович Лубков.
Василий Семенович Лубков
Основателем и главой ново-израильской секты считается мещанин города Боброва, Воронежской губернии, Василий Семенович Лубков. В. С. Лубков родился в православной семье. Его отец и теперь православный. Сын его Василий, женившись на православной девушке, некоей Надежде, вскоре совратился в хлыстовство и за допущенное им кощунство над святыми иконами был сослан в г. Ардаган, Карской области, когда ему было всего двадцать лет.

Через три года молодой Лубков поселился на жительство в поселке при станции Таловой юго-восточных железных дорог, в доме своего дяди Петра Захаровича Лубкова (хлыста), которому он уступил свою жену Надежду, а взамен ее взяле себе в жены — «мироносицы» трех родных сестер, дочерей крестьянина Калужской губернии (по профессии овчинника), проживающего в селе Большой Умани, Воронежской губернии, Василия Кутузова — Веру, Надежду и Анастасию, из которых вторая, Надежда, одно время считалась «богородицей» в хлыстовском корабле.

Проживал Василий Лубков в указанном месте в большой тайне. Видеть его можно было только хлыстам. От православных миссионеров и священников он тщательно скрывался.

После смерти хлыстовского лжехриста, крестьянина Донковскаго поселка, Воронежского уезда, Василия Федорова Мокшина*, Василий Лубков делается его преемником в звании лжехриста и объявляет себя «вождем ново-израильского народа», «царем 21-го века», «сыном великого и славного Эфира». Это происходило в девяностых годах 19 века. С этого времени" ново-израильская секта довольно успешно начала распространяться во многих крупных центрах хлыстовства.

С особенной же силою проявила она свою жизнедеятельность после обнародования Высочайших Указов от 17-го апреля и 17-го октября 1905-го года. Как раз в это время Василий Семенович Лубков избирает местом своего постоянного жительства г. Ростов н/Д. Ростов на Дону и является, поэтому, в настоящее время средоточием и объединяющим центром всех последователей ново-израильских общин, которых, к слову сказать, довольно большое количество проживает в губерниях: Воронежской, Смоленской, Екатеринославской, Ставропольской, Владимирской и многих городах и селах великой России. He мало их в настоящее время даже в отдаленной Сибири, где число адептов этой секты увеличивается путем переселения.
Ссылка
Мокшин, как известно, принял божество от известного хлыста г. Борисоглебска, Тамбовской губернии, Порфирия Катасонова.
Порфирий Катасонов, Василий Мокшин, Василий Лубков

Вообще нужно заметить, что эта, по видимому, новая секта начала появляться и распространяться исключительно в местах, зараженных хлыстовством. Точное количество ново-израильтян в различных епархиях, за неимением данных, трудно определить. Во всяком случае, число адептов «Нового Израиля» нужно измерять тысячами.

Уже этот один бесспорный факт появления последователей новоизраильской секты исключительно в местах, зараженных хлыстовством и среди хлыстов, сам по себе говорит за то, что между хлыстами и ново-израильтянами должно быть сродство. И, действительно, сопоставление вероучения и жизни «Нового Израиля» с хлыстовством со всей очевидностью доказывает, как увидим ниже, ту бесспорную мысль, что «Новый Израиль» — не новая секта, но только переменившее свой внешний облик хлыстовство, или новое хлыстовское ответвление.

На секту хлыстов, как на соединенную с гнусными деяниями, не распространяются правила веротерпимости. Хлысты, однако, нашли возможность обойти этот закон и добиться, на ряду с другими, дозволенными сектами, легализации своей общины. Не успел появиться Высочайший указ 17-го апреля 1905 года «об укреплении начал веротерпимости», как в мае того же года в Ростове н/Д. состоялся съезд хлыстов из различных губерний, на котором члены съезда нашли путь обмануть правительство и высшие государственные власти и получить свободу в своих действиях.

Сделали они это весьма просто: приняли новое имя: «Новый Израиль» и для своего безнравственного учения составили известный «Краткий катехизис основных начал веры ново-израильской общины». Вскоре после этого ново-израильтяне всюду возбудили ходатайство пред гражданскими властями о легализации своих общин, прилагая при прошениях свой катехизис и прося:

  1. отнести их вероучение к числу сект, которые законом дозволены,
  2. дать им право на свободное исповедание их секты, по примеру других сект,
  3. облегчить им горькую участь от административного преследования и стеснения и т. п.

Искусно, хитро, лукаво составлен ново-израильтянами их «Краткий катехизис». С виду совсем невинно, даже смиренно в нем составлено все так, что бы удобнее было провести несведущих людей и обойти даже сам государственный закон. И действительно, в этом вожаки «Нового Израиля» преуспели: число последователей их учения быстро возросло, хоть и за счет хлыстов, и многие ново-израильские общины получили легализацию своих «кораблей».

Правда, не сразу гражданскою властью была исполнена просьба ново-израильтян относительно легализации их секты. Так, например, сектанты новоизраильтяне городов Новочеркасска, Ростова на Дону, Таганрога, станицы Мелиховской, Донской области, и селения Батайск, вскоре после своего майского 1905 года съезда, подали прошение Войсковому Наказному Атаману Области войска Донского, в котором, на основании ст. 2-й Именного Высочайшего Указа от 17-го апреля 1905 года, просили атамана утвердить и оформить их общину законным порядком и занести в соответствующей реестр. Войсковой Наказной Атаман не нашел возможным удовлетворить просьбу новоизраильской секты, найдя ее изуверной, принадлежность к которой должна, по его мнению, быть наказуема в уголовном порядке. Тем не менее, упомянутые выше новоизраильтяне на этом не остановились. В 1906-м году они направили свою просьбу в Министерство Внутренних Дел.
Дом, в котором живет Н. Г. и В.С. Лубковы (левая часть). Правая часть дома -- место собраний для "беседы", "горница" - Май, 1910 г.
Князь Алексей Дмитриевич Оболенский (24 ноября [6 декабря] 1855, Санкт-Петербург — 21 сентября 1933, Дрезден) — русский государственный деятель, шталмейстер, обер-прокурор Святейшего синода (1905—1906). Владелец усадьбы Березичи.
Бывший в то время Обер-Прокурор Св. Синода, князь Оболенский, с которым была проведена консультация по настоящему вопросу со стороны Министерства Внутренних Дел, не нашел возможным отнести новоизраильскую секту к числу изуверных, признав ее только вредной для общества и государства, в виду ее учения, отвергающего, по видимому, законный брак.

В силу такого отзыва Обер-Прокурора Св. Синода, князя Оболенского, Министерство Внутренних Дел сообщило Войсковому Наказному Атаману Области войска Донского по поводу прошения подведомственных ему новоизраильтян следующее:
«в виду отзыва князя Оболенского, не представляется основании не распространять на последователей новоизраильского вероучения установленных Указом 17-го апреля 1905 года правил веротерпимости. В случае же появления верований, сопряженных с опасностью для общественной нравственности и спокойствия, против них должны быть принимаемы меры, но не путем ограничения духовной свободы, а пресечением и преследованием отдельных преступных деяний, на основании уголовного закона, согласно циркуляру Министерства Внутренних Дел от 15-го мая 1905 года за N° 20».

На основании такого распоряжения Министерства Внутренних Дел, Войсковым Наказным Атаманом Области Войска Донского были легализованы новоизраильские общины в городах Новочеркасске и Таганроге и станице Мелиховской; дело ростовской на Дону новоизраильской общины передано им Ростовскому н. Д. Градоначальнику*.

Ростовский н. Д. градоначальник Драчевский запросил отзыв о ростовских новоизраильтянах от местного благочинного и, когда последний дал отрицательный ответ о «Новом Израиле», как секте хлыстовской, соединенной с гнусными деяниями**, Градоначальник
все дело о ростовской новоизраильской общине возвратил Войсковому Наказному Атаману Области Войска Донского, вместе с делом и отзывом Министерства Внутренних Дел за N° 2309, с добавлением со своей стороны, что он признает недопустимыми действия новоизраильской общины в пределах вверенного ему градоначальства.
Ссылка
От 24 декабря 1906 года за № 12687.

От 15 мая 1907 года.
Таганрогское детское собрание.
Не получив легализации своей общины при градоначальнике Драчевском, ростовские н. Д. новоизраильтяне в январе 1908 года обратились с прежней просьбой к своему новому градоначальнику, полковнику Зворыкину, приложив при прошении свой «Краткий Катехизис основных начал веры». Градоначальник Зворыкин обратился с просьбой к Екатеринославскому Епархиальному начальству дать свой отзыв о новоизраильской секте.

Получается такое положение дел: Министерство Внутренних Дел не находит оснований не распространять на новоизраильскую секту правил веротерпимости, на основании отзыва Обер-Прокурора Св. Синода, князя Оболенского, тогда как более или менее внимательное рассмотрение вероучения и жизни «Нового Израиля» на местах их жительств говорит противное, именно — новоизраильская секта, как фракция хлыстовства, должна быть отнесена к числу неразрешенных сект. Кому Бог сулил хотя бы немного быть знакомым с жизнью последователей новоизраильской секты, тот должен беспристрастно сказать, что секта эта ни в каком случае не может быть отнесена к числу тех сект, которые законом дозволены, а должна быть поставлена наравне с сектой хлыстов. Что это так, в этом не трудно убедиться из рассмотрения вероучения и жизни последователей новоизраильской секты.

«Краткий катехизис основных начал веры новоизраильской общины» в том виде, в каком он составлен 31 мая 1905 года на съезде представителей «Нового Израиля» в Ростове на Дону не дает определенного и законного изложения вероучения этой секты. В нем нет и десятой доли того, к чему ведет «Новый Израиль" — обновленное хлыстовство. Потому катехизис «Нового Израиля» и назван «кратким», чтобы при уличении последователей этого учения в недобросовестности и сокрытии главных и конечных целей хлыстовства можно было бы им ответить: «в катехизисе об этом не написано, потому что катехизис краткий; в нем только основные начала веры ново-израильской общины».

Хотя составители рассматриваемаго катехизиса в заключении и говорят о себе, что «все, что мы излагаем здесь кратко, но довольно ясно высказываем все наше верование и убеждение, не желая скрывать ни пред кем наше упование, тем не менее, даже при беглом чтении их катехизиса, нельзя не видеть предвзятой недосказанности и туманности в изложении вероучения «Нового Израиля», например, по вопросу о воплощены Христа Спасителя и о приснодевстве Божьей Матери. Вместе с общими взглядами сектантского характера здесь красной нитью проходят хлыстовские тенденции.
Ссылка
Стр. 25.
Новоизраильская община села Круглолесского, Ставропольской губ. - 1910 г.
В статье «О воплощении Христа», между прочим, говорится: «о сверхъестественном зачатии Иисуса, Которого Бог сделал Господом Христом, утверждать не станем»*. Ясно: здесь проводится хлыстовское учение: Христос Господ — не Бог, а простой человек, в котором только воплотилось Божество, а это дает свободу мнениям о перевоплощении Христа, что составляет, как известно, основной пункт хлыстовского учения.

И далее в катехизисе «Нового Израиля» развивается также мысль: Христос рожден от семени мужа и жены, иначе от семени мужа (Прем. Сол. 7, 1), освященный лишь от чрева матери подобно многим другим духоносным людям (Иерем. 1,5; Лук. 1,15).
Во Христе только воплотилось Божество, Божья премудрость (Лук. 2,40). Христос родился простым человеком и через личную святость вошел в содружество с Богом. Праведностью своею Он превосходил всех бывших до Него праведников. Посему Бог был с Ним и «сделал Его Господом Христом» (Дея-н. 2, 36), украсил Его Божеством, почему и вероучение в Него воздают Ему благопочтение (Толк. Псал. сп. 8, стр. 49).
Вследствие обитания в Иисусе Божьей Премудрости, Он был Бог по Божеству и человек по человечеству. Им установлен Новый Завет и совершено искупление через страдание на древе. Христом Богом Иисус назывался потому, что через Него действовал Бог, как раньше действовал через других, также называвшихся «богами» (Исх. 7, 1; 21, 6; Пс. 81, 1—1).

Иисус Христос, по мнению новоизраильтян, является лишь совершеннейшим, законченным типом пророков и праведников и в ряде христов, бывших до Него, является завершителем высшей святости, почему он только и мог явиться достойной жертвой за людские грехи всего мира. Без премудрости Божьей Он — простой человек и лишь Дух, бывший в Нем, совершенствуясь в ряде веков, поколений и лице, получил в Нем высшую законченность и совершенство, есть бессмертен и после Иисуса является и живет в святых душах избранников, достойных друзей Божьих, которые есть также же помазанники, как и умерший Иисус. Они, как Иисус, один после другого возвещают Божью волю народу. Они ничем не отличаются от обыкновенных людей и лишь верующие (т.е. хлысты— новоизраильтяне) знают Духа и во всем подчиняются Его воле.
Ссылка
Стр. 7.
Не трудно видеть, что учение «Нового Израиля» о Лице Иисуса Христа ничем не отличается от хлыстовского учения по этому вопросу и, можно сказать, тождественно с ним, целиком взято у хлыстов.

Рождение Христа Спасителя новоизраильтяне понимают точно так же, как и хлысты. Они основывают рождение Христово на общем законе зачатия и рождения всякого смертного (Прем. Сол. 7, 1), делают даже гнусное предположение относительно личности ангела, благовествовавшего Деве Марии зачатие Сына Божия (Лук. 1, 26).

«Если премудрость Божья, рассуждают новоизраильтяне, обитала в таких великих праведниках, как пророк Иеремия и прочие, которые были рождены „от семени же мужа“, не иначе, то говорить о сверхъестественном зачатии Иисуса Христа совсем излишне». Выражения: «от Духа Свята» и «Дух Святый найдет на Тя» (Me. 1, 20; Лук. 1, 35), по учению «Нового Израиля», не означают сверхъестественного зачатия и рождения, ибо праведники, подобно Иеремии и Иоанну Крестителю, были освящены и исполнены Духа Святаго от чрева матерняго (иep. 1, 5; Лук. 1, 15), но рождены все-же от семени мужа (Прем. Сол. 7, 2).

Иисус родился так-же.

Иисус Христос сделан Господом Христом (Деян. 2, 36), подобно как христами и богами были пророки, цари и праведники. Они назывались помазанниками и христами (Толк. Псалт. стр. 432). На них, как на Христе, почивала Божья Премудрость. Христос имел высшую святость, угоден был в очах Всевышнего стать искупителем «праведностью и освящением» (1 Коре. 1, 30) для всего человеческого рода. Посему Он из всех пророков — пророк, и только. Если Христа признать безсеменно рожденным, то такими нужно признать Его братьев и сестер (Мр. 6, 3).

Точно также рассуждают и хлысты: тот же прием доказательств, та же основная мысль: Христос перевоплощается во все времена, и раз Он рожден по законам природы, то Он — обыкновенный человек, как и Василий Лубков.

Воскресению Христа Спасителя новоизраильтяне, как и хлысты, не верят. Они говорят, что Тело Иисуса не воскресло, а только Дух Его пребывает после страданий с Его учениками и однажды явился более пятистам братьям; о вознесении же Христа говорят, что Он, действительно, вознесся, но вознесся на апостолов, а потом после них на других святых и богоугодных людей.

Отвергнув воскресение Спасителя, новоизраильтяне, естественно, отвергают воскрешение человеческих тел при втором пришествии Спасителя, отвергают страшный суд, вечность мучений и вообще совершенно извращают православное учение о втором пришествии Спасителя на землю, как, Судьи живых и умерших. По их учению, настанет время, когда будто бы все поймут, в чем блаженство, и все будто-бы разом побросают свои веры и перейдут к ним; отчего и произойдет этот страшный переворот, о котором говорится, в Св. Писании, и судья всех, т. е. их лжехристос, покажется всем, все увидят его.

Слова: «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10) означают, по мнению сектантов, перемену совести народов, которые все перейдут в их веру и настанет на земле рай, конечно, в том виде, в каком представляют его себе ново-израильтяне.
Первые переселенцы-новоизраильтяне в Закавказье. (Село Елизаветинское, Елизаветпольской губ.) 1909 г.
Соответственно с учением о перевоплощении Христа, у ново- израильтян и благодать, дарованная Богом Пресвятой Деве Марии, преемственно переходит на хлыстовских богородиц. Да это и вполне понятно. На Пресвятую Богородицу новоизраильтяне смотрят, как на обыкновенную женщину. О Приснодевстве Божьей Матери катехизис «Нового Израиля» учит так: «девство Марии состоит в том, как сохранившей ненарушимо полученную ею веру и чистоту духовную» (стр. 6). Отсюда, по логике хлыстов и новоизраильтян, всякая женщина, обладающая вышеуказанными качествами, может быть богородицей. «Не подлежит никакому опровержению то, говорят новоизраильтяне, что у Христа Божьей Премудрости, переходящей из рода в род во святые души, не одна плотская мать, а много, о чем Толковый Псалтырь говорит: «те из жен, которые возлюбят девство и пойдут вслед Богородицы, могут быть названы матерями Христа». «Сохраняйте девство, жены, чтобы ваъ стать матерями Христа».

Свое кощунственное учение о Лице Христа Спасителя и Его Пречистой Матери новоизраильтяне пытаются оправдать местами из Слова Божьего, пользуются они для этой же цели и Толковым Псалтырем Евфимия Зигабена, изыскивая в них мнимые оправдания своим грязным наклонностям и уверяя всех и каждого, что они веруют и учат так, как учитъ Св. Писание, истолкованное святыми отцами. В то же самое время Св. Писание они называют «мертвой буквой» и, несомненно, сами не верят в него, выражаясь о богодухновенных писателях, даже св. Апостолах, так: «Апостолы были неучи, поэтому в их писаниях много ошибок»; «написать все можно: бумага вытерпит».

На беседах же с миссионерами и священниками о Слове Божьем, они выражаются такими словами, о которых неприлично и говорить. Основывают же новоизраильтяне свое вероучение якобы на Слове Божьем и святоотеческих творениях потому только, что без Писания не повлиять на темный народ. Если Св. Писание отвергнуть, то что ни говори, а простого человека не совратишь. Но так как Слово Божье в Писании прямо говорит против вероучения «Нового Израиля», то и тут они придумали обход: стали все написанное в св. Библии толковат иносказательно или, как они сами выражаются, «по духу», а это сильно действует на душу русского простолюдина, по природе своей, склонного к мистицизму.
Первая борозда на новых местах в с. Елизаветинском, Елизаветпольской губ. В.С. Лубков, В.М. Лезин, Н.Г. Лубкова. - 1909 г.
Нечего и говорить о нелепости исключительно иносказательного толкования Св. Писания. Оно решительно не выдерживает никакой критики, и всякому православному полемисту не трудно опровергнуть самого сильного защитника вероучения «Нового Израиля». Ведь никто из здравомыслящих христиан не может согласиться с таким толкованием притчей Христа Спасителя и событий из Его земной жизни, какое делают новоизраильтяне. Так, например:
1) чудо воскрешения Лазаря (Иоан, 11, 1−44) новоизраильтяне толкуют следующим образом: Лазарь впал в тяжкие грехи (умер), Христос простил ему грехи (это и есть воскрешение), Марфа — тело, Мария — душа;
2) дарование Христом Спасителем зрения слепому (Ион. 9, 6−7)—научение не знающего света Христова истинной веры;
3) причту о блудном сыне (Лук. 15, 11−32) толкуют так: младший сын — всякий грешник, старший — праведник. Конечно, тут можно написать целые тома в опровержение учения «Нового Израиля», но в данном случае важно то, что в подобном толковании новоизраильтянами Св. Писания видно стремление их подорвать авторитет последнего, унизить достоинство Христа Спасителя, отвергнув все чудесное в Писании, чтобы на место Христа Спасителя и Его Божественного учения поставить своего христа и свое вероучение.

Их лжехристос, известный Василий Семенович Лубков, несравненно выше почитается последователями этой секты Христа Спасителя. Заповеди Лубкова для них несравненно ценнее Слова Божьего, их только они и держатся и на них зиждется все вероучение, правоучение, а равно и весь внешний строй новоизраильской секты.

Признавая Иисуса Христа простым человекомъ, в котором только временно обитало Божество, — новоизраильтяне, подобно хлыстам, проповедуют о всегдашнем существовании Христа во плоти, каковым в настоящее время является Василий Лубков*.
Ссылка
По учению хлыстов и новоизраильтян, Сын Божий вселяется в того или другого христа и живет в нем в течение всей земной жизни этого христа. Время жизни христа называется "веком". В Лубкове совершилось 21-ое по счету воплощение и, поэтому, он царь 21-го века, как его предшественник Мокшине - 20-го, а Катасонов 19-го. Лубков и объявил себя "вождем новоизраильского народа", "царем 21-го века", "сыном великого и славного эфира".
Мамаша Наталия Григорьевна Лубкова
Вот как пишет об этом один из апостолов «Нового Израиля», крестьянин Смоленской губернии, деревни Угрицы, Ельнинского прихода, Никита Иванов в письме с Кавказа к своим угрицким собратьям:

«Во имя Света, Папаши, Мамаши (разумеется Лубков и его сожительница некая Наташа), дорогие и возлюбленные сердцу братья и сладенькие сестрицы, все мы вам желаем телесного здравия и душевного спасения и начатую вами жизнь святую довести до конца жизни вашей неотступно. Горе отступникам от Христа. Они подвергнутся вечному проклятию и вечному мучению и станут на левой стороне козами за то, что они не имеют живого Бога на земле, у тех умер Бог (т.е. у православных). Бог не имеет начала и не будет Ему конца. Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр. 22, 13). Вот вы помните, кто у вас был первый, и через кого вы познали путь Христов, кто устроил у вас Соборную и Апостольскую церковь и далее. Все это через Папашу. У теперешнего Папаши Василия, он есть первоверховный апостол Петр и Павел, и все дела Божьи ему открыты. Этот «живой Бог» Василий есть «Бог богов и царь царей»*.

Тот же Никита Иванов в 31-м письме к тем же лицам развивает учение о лжехристе — Лубкове, как о всемогущем Боге, Творце неба и земли, в таком виде:
«Во имя Господа нашего Иисуса Христа и Владыки жизни нашей, Света нашего, Папаши и Мамаши да почиет мир Божий, Он есть Творец неба и земли, мы им живем и движемся. Нет Бога, кроме Света нашего Папаши Василия, и нет ни в ком другом спасения, кроме Его, Он есть Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, не имеет Он начала и не будет иметь конца; Он есть Бог богов и Царь царей. Помните и не забывайте имя Света Папаши, которого я вам указал; впрочем, не я вам указал Света Папаши, но Дух Христов указал вам меня, а через меня указан Свет Папаши. Если бы вы верили в Бога, то бы верили и Василию и верили мне и не искали бы никого, потому что я иду за Папашей Василием и вам желаю идти к нам. Если вы будете помнить имя то, от которого вам указал путь Христов и жизнь. Слушайте вы, отступники от Христа и сыны погибели, неверующие в Свет Папаши Василия!* Кто не признает Папашу Василия, тот не признает Бога и не верит моему свидетельству о Христе. Не верующие в Папашу Василия пойдут в пропасть. Христос истинный Бог наш — Свет Папаша и Мамаша Василий, именем Его прощаются Вам грехи ваши. Верьте и надейтесь».

К Лубкову, как всемогущему Богу, Никита Иванов учит своих единоверцев обращаться с молитвой о прощении грехов, об избавлении от бедствий и с благодарностью за его неизреченные милости «народу израильскому».
Ссылка
Означенные письма Никиты Иванова хранятся в настоящее время в Смоленской Духовной Консистории.

Это обращение направлено к православным жителям деревни Угрицы, Смоленской епархии.
Дня иллюстрации кощунственного содержания этой молитвы, полезно в данном случае познакомиться с нею. «О Владыко Господи Боже, Творец наш Свет Папаша и Мамаша», так начинается эта молитва. «Мы недостойная тварь твоя осмеиваемся говорить с Творцом нашим и припадаем к пречистым стопам ног Твоих и просим со слезами: Свет наш Папаша, не оставь нас сиротами и не возгнушайся созданием Твоим, прости нам все наши вольные и невольные, знаемые и незнаемые грехи наши. Мы же словом, мы же делом, ведением и неведением согрешили пред Тобою, недостойны милосердия Твоего, но зная, что у Тебя милости более, нежели у нас грехов, очисти сердца наши и просвети разум наш, Свет наш Папаша и Мамаша. Мы недостойная тварь и не в силах отблагодарить Тебя за Твои великие милости к нам грешным, что Ты не оставил нас в темноте и тени смертной»; «били нас вязанных и кидали в баню и хотели нас сжечь, но Ты защитил наш Папаша и Мамаша». «Только веруйте в Света Папашу и Мамашу, любите и надейтесь и мы с ним нигде не пропадем», заключает Никита Иванов*.

С этою молитвой угрицкие новоизраильтяне и обращались к Василию Лубкову.

В этом же духе написано Лубковым ответное письмо Угричанам 9-го ноября 1906 года. Там, между прочим, Лубков пишет: «говорите так: мы познали Христа воплощенного и свидетельство о нем, как о строителе жизни, как о начальнике учения, ибо он есть вождь в страну Царствия Божьего, — он есть посредник между Богом и человеками. Теперь дана свобода. Не бойтесь; собирайтесь открыто, — пойте песни новые». Подпись: «Любящий вас В. С. Лубков, Папаша, Мамаша».

Если Христос Спаситель, по учению «Нового Израиля», выше всех, бывших до Него праведников, то их настоящий лжехристос, по их взгляду, бесспорно выше Спасителя, а равно и учение последнего ниже учения новоизраильского. Точно также смотрят на своих лжехристов и хлысты, точно такое же они воздают ему богопочтение. Значит, у новоизраильтян в этом вопросе ничего нет нового, сравнительно с хлыстовством.

Сопоставляя далее учение «Нового Израиля» и хлыстовства, раньше можно сказать, что и в дальнейших пунктах их вероучения сходство будет абсолютное.

Имея у себя живого «Христа», хлысты обязательно имеют в каждом своем корабле «богородицу». Тоже мы видим и в «Новом Израиле»; у них тоже есть «богородица», в настоящее время некая Наташа, сожительница Лубкова. Это-то и есть «мамаша», фигурирующая в молитвах и песнях новоизраильских. Богородица в обновленном хлыстовском корабле считается «превыше всех даров»; «она над нами всегда есть покров», говорят новоизраильтяне, «она нас своим покровом покрывает, от скорбей, печали нас избавляет».
Ссылка
Письмо 15-е.

В честь богородицы своей Лубков сочиняет песни, который считаются «духовными» и поются сектантами на их молитвенных собраниях.

Культ богородицы в «Новом Израиле» тот же, что и у хлыстов; и в этом отношении, следует, что «Новый Израиль» не отличается от хлыстовства, а тождествен с ним.

Тождество у «Нового Израиля» и хлыстовства наблюдается и во всем внешнем и организации, строе их общин. По подобию хлыстовства, «Новый Израиль» в настоящее время имеет уже определенную внешнюю организацию.

Вся эта секта управляется следующими лицами:

  1. главой секты, Василием Семеновичем Лубковым, изображающим «Христа»,
  2. четырьмя «евангелистами»,
  3. семью «архангелами»,
  4. двенадцатью «апостолами»
  5. и двадцатью четырмя «старцами».

Назначаются еще у них «пророки»; они имеются в каждом пункте, где проживают последователи «Нового Израиля». Имеются в новоизраильской секте «пророчицы», «светильники» и «начальники слова Божия», или руководители их богослужебных собраний.

Назначение этих должностных лиц совершается так: назначаемое лицо приезжает к Лубкову в Ростов н/Д., если сам Лубков не приезжает в пункт жительства назначаемого лица, и на общем собрании назначаемое на ту или иную должность лицо становится на колени, присутствующее поют песн: «Христос Бог Ты наш Спаситель»… Лубков возлагает руку на назначаемое лицо, а потом возлагают на него руки и все присутствующие на собрании. О каждом назначаемом «евангелисте» или «апостоле» Лубков приказом объявляет «по всем церквям»*.

«Пророки» назначаются и рукополагаются «евангелистами», «архангелами» и «апостолами», для чего последние выезжают в места назначения «пророков». Порядок при назначении и рукоположении «пророков» в «Новом Израиле» такой же, какой делается и при назначении «евангелистов», «апостолов» и «архангелов», только последние заменяют Лубкова**.
Ссылка
«Церковью» у новоизраильтян называется общество их последователей каждого населенного пункта и название этого пункта служит названием церкви, как например, Ростовская н/Д, Таганрогская, Лысогорская и др.

Копия рапорта младшего помощника атамана Пятигорского отдела от 18-го мая 1908-го года за № 87 атаману Пятигорского отдела.
Обрядовая сторона у новоизраильтян сходна с хлыстовской; новое замечается только в вопросе о браке.

У новоизраильтян бывают свои богослужебные собрания. Лубков вменяет в обязанность своим последователям непременно делать каждое воскресение свои собрания, а «если вы (пишет Никита Иванов от имени Лубкова угрицким новоизраильтянам) пропустите хоть одно воскресенье без собрания, то все вы сделаете смертный грех. Без собраний вы пропадете и будете противниками и погибшими на веки»* Признают новоизраильтяне и двунадесятые праздники. Кроме этих дней у них празднуется 3-е Февраля, в память основания новоизраильской секты, 31-ое мая — пасха, или воскресение Христа, в честь Лубкова, по случаю его возвращению из ссылки, и 1-ое октября —преображение Лубкова.

Праздник этот (преображение) установлен в 1901-м году в Романовском поселке, при ст. Кавказской, где было собрано множество новоизраильтян. На этом собрании Лубков показал свое величие, которое назвал преображением. Состояло оно в следующему в большой комнате поместились Лубков, его сожительница — в то время Шура — «богородица», четыре «евангелиста», двенадцать «апостолов» и «двадцать четыре старца»; при этом Лубков стоял выше всех, «богородица» сидела в большом кресле, остальные стояли на коленях вокруг Лубкова и его сожительницы в строгом порядке**. Собравшиеся пели при этом сочиненную на этот случай Лубковым песнь: «Слава Вышнему Богу»… и «Свет Израиля Божьего». Все присутствующие пропускались в комнату по одному и смотрели на эту картину — преображение.

В честь празднования 3-го Февраля и 31-го мая Лубковым составлены особые песни; на 3 Февраля «В начале ты, Господи, основал землю», а на 31 мая «Христос воскрес из мертвых».

Молитвенные собрания новоизраильтян состоят в следующем — в известные дни они собираются в чьем-либо доме. Приходя на собрание, каждый произносит: «мир дому сему», а все отвечают: «с миром к нам». Все собравшиеся целуются друг с другом, как мужчины, так и женщины. Затем старший объявляет учение «Нового Израиля», поются песни, читаются распоряжения Лубкова. Во время пения у них бывают радения, которые, по словам очевидцев, заключается в том, что кто-либо из присутствующих впадает в духовный экстаз, начинает пророчествовать, петь и плясать; все присутствующие также начинают петь, на мотив плясовых песен, и, махая при этом руками вверх и вниз, притоптывая ногами, движутся в одну сторону.
Ссылка
Письмо З6-ое.

Картина преображения Лубкова, написанная на полотне масляными красками, в довольно большом размере, находится у атамана Пятигорского Отдела; им она была прислана на IV-й Всероссийский Миссионерский Съезд.
Специальных молитвенных домов новоизраильтяне не имеют, а собираются, как сказано, в доме кого-либо из своих членов, чаще всего наставников, руководителей, платя за посещение каждый из присутствующих на собрании по пять копеек. Во время молитвенных собраний производится у них денежный сбор, которым бесконтрольно заведует наставник. Нужно заметить, что руководители «Нового Израиля» зажиточны, и можно сказать с уверенностью, что они обогатились на счет своих прихожан, что подтверждают лица, которые выбывали из их секты.

По учению Лубкова, грехи всех умерших он берет на себя, в благодарность за что родственники умершего посылают Лубкову деньги. Этот факт подтверждается списком жертвователей станицы Марьинской, находящимся у младшего помощника атамана Пятигорскаго отдела.

Богослужение православной Церкви новоизраильтяне отрицают, как отрицают и ее таинства и установления: св. крест, иконы, крестное знамени; и т. п.

Вместо всего этого, они ввели свои обряды и обычаи. Так, у них совершается крещение младенцев, причащение и брак.

1) Крещение младенцев в «Новом Израиле».

«Если родители младенцев (дает наставление Никита Иванов наставнику угрицких новоизраильтян*), и когда настанет время крестить его, отец возьмет младенца на руки и станут с матерью на колени, посреди собрания, а Федя стань перед ними, возьми молитву и пропойте все стоя. Кончили молитву, возложи руку на голову младенца и назначь ему имя, — родители должны встать, и возьми младенца у отца и передай его матери. Крестить нужно, когда поправится мать. Можно справить крестины, предложить хлеб и соль собранию».

Как видно, крещение младенцев у новоизраильтян не имеет ничего общего с таинством крещения в православной Церкви. Новоизраильтяне не признают водного крещения: не признают даже совершительных слов этого таинства. Крещение у новоизраильтян даже нельзя назвать христианским в собственном смысле этого слова. Ничего не выражает и самая молитва, распеваемая новоизраильтянами при крещении младенцев. Вот ее содержание:
«Во имя отца вездесущего, пребывающего во веки в непреступном свете и Сына Твоего, рожденного от Тебе. Ты века не сотворил, Он тогда с Тобою был и Духа Святого, исходящего из Тебя. Ты премудрости сотворил. Вы все суть одно Всемогущее Существо. Преклоняемся пред Тобою, Бог наш, и все молим в слезах, ничтожная тварь сей младенец в мир пришел во Израиль Твой святой, освяти душу его и разум ему дай и духовно возроди, в нем обитель сотвори, чтоб Ты жил в нем, Господь, в душе совести его. Ты сохрани его, Господь, от порока и зла и управь его судьбой, десницей огради, а стопы его исправь на путь правый твой, напиши в нем свой закон, закон новый святой. Пред Тобою мы поем и обет Тебе даем — воспитать сие дитя в страхе Божьемъ, Христовой любви в совершенной полноте, это долг есть святой наш родительской, тем прославится Господь в роде избранному! Аминь».
Ссылка
Письмо от 29-го января 1907 года.
При этом нужно заметить, что крещение у новоизраильтян совершается над младенцами, рожденными только от духовных жен, по благословению Лубкова. На детей, рожденных от православных жен, новоизраильтяне смотрят слишком отрицательно, называя их, как и хлысты, «бесенятами», «щенками», и т. п.

2) Причащение.

Во взгляде на таинство Причащение новоизраильтяне держатся протестантского образа мыслей. Под хлебом и вином в таинстве Евхаристии они разумеют не истинное Тело и не истинную Кровь Христовы, а простой хлеб и простое вино. Причащаются они, как и хлысты, большею частью сладостями.

3) Брак.

Самым выдающимся, самым важным и отличительным пунктом учения Лубкова от учения старых хлыстов, является вопрос о браке. Заповедь хлыстов: «не женатые не женитесь, женатые разженитесь» в «Новом Израиле» приняла нисколько иную форму.

По заповеди Василия Лубкова, каждый вступивший в секту «Нового Израиля» обязательно должен прогнать от себя законную жену, а ему дается духовная жена, по указанию самого Лубкова. Между прочим в одном из писем угрицким новоизраильтянам Никита Иванов пишет: «У нас весь народ жен переменил, по повелению Папаши, потому что венчал паклатый поп, а не Христос. Мы поповские венцы под ноги покидали, а приняли венцы Христовы съновыми сестрами. Повелеваю вам девок в мир (за православных) не выдавать и неверующую из мира не брать. У ближнего с ближней совершаются заповеди Божьи и получается благодать Христова».

Замечательно, что в «Новом Израиле» требование брачной жизни считается обязательной заповедью для всякого последователя этой секты. «У нас весь народ», пишет Ивановъ, «живет с ближними, а законных жен совсем мало»*. За это учение Лубков получил название «брачный Христос».
Ссылка
Письмо от 29-го января 1907 года.
У новоизраильтян есть даже особый обряд венчания. Венчание происходит на их молитвенных собраниях. Лубковым составлена особая молитва на этот случай, которая поется во время совершения брака: «Мы даем обет пред Богом пред святым Его алтарем: ты, избранная сестрица, спутница жизни моей, мы пойдем с тобою вместе, где есть чудная страна. Мы сольемся в одно сердце, а любовь Бога сроднит, будем двое одно тело, а глава наша Христос».

В последнее время Лубков пошел далее в вопросе о браке. Теперь он разрешает новоизраильтянам жить с прежними* женами, под условием, конечно, обоюдного согласия на это, а перевенчаться по ново-израильскому обряду. Само собою разумеется, что такая уступка делается Лубковым в целях пропаганды, пока не укрепится в их вере новообращенный; разрешает Лубков брать и другую жену-духовницу и одновременно жить с двумя и даже более женами; причем, самые близкие степени родства не принимаются во внимание.

Объясняют они это тем, что даже царь Давид сожительствовал со своими дочерьми. В Марьинской станице, Владикавказской епархии, наставник-пророк новоизраильской секты сожительствует с некой Казаченковой, а родной сын его сожительствует с родной дочерью Казаченковой.**

Сущность брака в «Новомъ Израиле» заключается в свободной, ничем не связанной, любви между супругами. Пока продолжается между ними любовь, существует и брак. Прекращается любовь, тем самым уничтожается и брак, и супруги могут снова бесконечное число раз вступать в брак с другими лицами. Таким образом, последователи «Нового Израиля» могут вступать в брак чуть ли не каждую неделю. Число браков не ограничено. Сам Лубков не живет со своей законной женой. После законной жены у него было три «духовницы»: Надя, Шура и Наташа. В настоящее время у него одна Наташа, но, по словам самих же новоизраильтян, он намерен взять еще две духовницы, якобы по примеру Христа Спасителя, у которых было три жены мироносицы. (Какое безумное богохульство!).

Едва ли нужно еще говорить о нравственной ценности учения «Нового Израиля» по вопросу о браке. Само учение этой секты весьма красноречиво говорит о безграничной распущенности нравственности у последователей этого учения. Оно в корне разрушает семейную и общественную жизнь и, как таковое, приносит большой вред всему государственному строю русской жизни. В существе дела это — положительный разврат; и этот разврат новоизраильтяне называют «неизреченною радостью», «райской сладостью», а сладкие поцелуи в губы — «целованием святых» и в доказательство этого приводят даже места из Слова Божьего. Больно и обидно то, что в разврат они втягивают подростков и детей и делают их сознательно отщепенцами человеческого рода, людьми погибшими и духовно и физически.
Ссылка
Подобных примеров, удостоверенных судебным порядком, много собрано в книге Прот. С. Никольского «Новый Израиль».
Похороны в секте
Вообще все нравственное учение Лубкова нисколько не возвышается над нравственным учением хлыстов: та же безнравственность, тоже лицемерие, плюс к этому, — нравственное учение Лубкова крайне неустойчиво. Хотя он и проповедует: вина не пейте, табака не курите, женатые обменяйтесь женами, девок не выдавайте замуж в мир и т. д., однако, там, где исконно развито пьянство, сквернословие, курение табака, и где запрещение всех этих удовольствий могло-бы оттолкнуть от Лубкова его новых последователей, там он все это разрешает, (например, в Коротоянском уезде, Воронежской губернии) и даже сам подает пример, напиваясь до бесчувствия.

Въ других же местах тот же Лубков запрещает все это. Никакой дисциплины, никакого сдерживающего начала злым наклонностям воли человека в «Новом Израиле» нет, нет положительного идеала для подражания; даже более того, — все дурное, отрицательное, с евангельской точки зрения, в этой секте возводится в идеал, следуя которому, человек уподобляется скотам немысленным. Из таких людей не может быть ни хороших семьянинов, ни порядочных граждан.

Вредные для Церкви православной и для всего вообще христианства, последователи новоизраильской секты являются не безопасными и для русского государственного строя. К предержащим властям, судя по словам самих новоизраильтян, занесенных в судебные протоколы, они относятся враждебно и выражаются даже о Верховной Власти непочтительно, хотя их катехизис и ручается за политическую благонадежность последователей своего учения*… Коренные русские люди, попав в эту секту, делаются врагами не только православия, но и всего государственного строя русской жизни, потому что новоизраильтяне не считают себя подданными русского царя, а пленниками России и ежедневно молятся о скорейшем избавлены от русского ига.

Если к государственному строю и к предержащим властям новоизраильтяне относятся враждебно, то что сказать об их отношены к православию, к православному духовенству и миссюнерам? — Ненависть новоизраильтян к последним не знает границ.

К православной вере они относятся крайне отрицательно. Вот заповеди Лубкова касательно православия: «В храм не ходите, иконам не молитесь, попов обманывайте, называйтесь вы новоизраильской общиной, а вер христианской. Иконы все отнесите в церковь, отдайте попу и объявите ему, что мы иконам поклоняться не будем, потому что не находим в них спасения. Мы признаем Церковь Соборную, Апостольскую, а принадлежим к новоизраильской общине. Теперь разрешено, что кто какую веру познал, тот в той и живи, а вы получите права крестить, венчать и похоронить, как я делал».
Ссылка
Ст. «Отношение к государственному строю», стр. 22.

В письме от 17-го марта 1908 года Никита Иванов пишет, между прочим, своим угрицким собратьям: «В храм ходить не зачем. Какая там святость? Тайны не тайны, в них не видно никакой благодати Божьей. Святое Причастие — не Tело и Кровь Христовы, а простые просфора и вино».

  • Православную веру новоизраильтяне называют «пропастью», «идолопоклонством»;
  • православных христиан — «язычниками», «погибшими людьми, который молятся семиглавому змею»;
  • Крещение — «купанием»;
  • Миропомазание — «печатью антихриста»;
  • Причащение —"мерзостью" и выражаются о нем даже нецензурными словами;
  • Бракъ — «блудом»: «когда священник надевает на брачующихся венцы, он блуд совершает»;
  • Божью Матерь и святых угодников называют — «числом звериным» (666) и поносят нецензурными словами, — так, Иоанна Богослова считают переодетой женщиной — «наперстницей»;
  • Св. Мощи — «куклами», «восковыми или резиновыми изделиями»;
  • Св. иконы — «щепками», «досками», «идолами»;
  • Св. Крест — «виселицей»;
  • Православные храмы называют «конюшней», «стойлом», «поповой мельницей», «белой ведьмой»; проходя мимо, плюют на храмы;
  • Св. Писание — «оберточной бумагой»;
  • Св. Предание называютъ «баснями».
Такие и подобные эпитеты в адрес православной Церкви новоизраильтяне говорят в глаза православным священникам и миссионерам, даже и светским властям при судебных дознаниях. Многие из приведенных выражений взяты из судебных протоколов, находящихся у атамана Пятигорского отдела и из дел консисторских.

Еще более ругательных слов и выражений отпускают новоизраильтяне по адресу православного духовенства и миссионеров. Тут уже они ничем не сдерживаются. На беседах позволяют себе всячески оскорблять их не только постыдными словами, но даже неприличными действиями с своей стороны; при этом, особенным бесстыдством отличаются новоизраильские женщины суховницы. Настолько они пали нравственно и настолько они распущены, что нельзя не верить народной молве о том, что на собраниях у новоизраильтян бывает даже свальный грех. И это тем более допустимо, что главари этой секты, в том числе и Лубков, были в свое время судимы за участие в свальном грехе.
Новоизраильтяне сел: Елизаветинское, Васильевка и ст. Тауз (Елизаветпольской губ.) 1 Октября 1909 г.
Священников новоизраильтяне иначе не называют, как «христопродавцами», «долговолосыми», «фарисеями», «саддукеями», «грабителями», «сборщиками», «зверями косматыми», «львами лохматыми», «апокалипсической саранчой» и т.п. именами; миссионера — «сатаной», «антихристом».

Приезжает к новоизраильтянам православный миссионер поговорить об истинной вере, открывает библию и, на основании Слова Божьего, доказывает несостоятельность сектантского учения, а сектант вместо ответа о своем уповании, подводит лошадь к миссионеру со словами: «читай лошади»*. Подобные примеры кощунства и оскорблений не единичны в практике миссионеров и пастырей Церкви, кому только из них Бог судил столкнуться с этими Бога не боящимся и людей не стыдящимися людьми.

Из всего сказанного ясно, что секта, известная под именем «новоизраильской общины», несомненно, есть фракция, или разновидность хлыстовства. Сходство их в вероучении и жизни полнейшее. Если и замечается небольшая разность в вопросе о браке, то эта разность ни в каком случае не может обособить новоизраильскую секту от хлыстовской. Хлыстовство — мать «Нового Израиля». Чем сильно хлыстовство, тем сильна и устойчива новоизраильская секта. Способы пропаганды той и другой одинаковы; а потому говорить об этом подробно, значит, повторять все то, что так хорошо известно о хлыстах, их устойчивости в России и способе их пропаганды.

Что касается мер борьбы с «Новым Израилем», то и в данном случае вряд-ли что можно сказать новое. Раз эта секта — порождение хлыстовства, то, само собою разумеется, что и меры борьбы как с хлыстовством, так и с «Новым Израилем» должны быть одинаковы.
Ссылка
Приведенный случай произошел при беседе смоленского епархиального миссионера, священника Николая Клитина в д. Угрице с новоизраильтянином по имени Федор.

Хлыстовство, как давняя секта в России, изучена в достаточной мере, об этой секте много написано, тогда как новоизраильская секта, как недавнее и не повсеместное явление, мало обследована. Изучением этой секты доселе занимались лишь отдельные лица, где эта секта довольно сильно заявила о своем существовании.

В этом отношении заслуживают особенного внимания:

  • книга Ставропольского епархиального миссионера, протоиерея С. Никольского «Новый Израиль»
  • и брошюры Владикавказского епархиального миссионера, А. Сквозникова «Ново-Израильтяне» и «Добрый пастырь».

Меры борьбы с сектой новоизраильтян — те же, что и с сектой хлыстов.
Александр Александрович Афанасьев
Екатеринославский епархиальный миссионер