Секта назареев в Закавказье

Статья священника и миссионера грузинской епархии Александра Дунаева про секту назареев в Закавказком крае Царской России на начало 20 века
Первые официальные сведения о секте назареев в Закавказье мы находим в отчете бывшего грузинского епархиального миссионера Александра Адриановича Левицкого за 1902 год.

Из этих сведений видно, что секта назареев появилась около 40-х годов 19 века в Бакинской губернии. Основатель ее житель с. Джебаны, Шемахинского уезда, Бакинской губернии, Кузьма Алексеевич Кабинетов.
По заповедям Кабинетова, внешним отличием его последователей должны служить длинные волосы; кроме того назареи не должны вкушать мяса и пить вина.

Характерной особенностью секты назареев является то положение, что Иисус Христос, воплотившись только один раз от Девы Марии, Своею Божественной премудростью обитал от начала Мира во плоти многих праведников, «постепенно переходя из одной плоти в другую по родам душ преподобных».

Это положение сектанты основывают на 27 ст. 7 гл. кн. Премудрости Соломоновой: «Она (Премудрость), — одна, но может все, и пребывая в самой себе, все обновляет, и переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божьих и пророков».

Так Христос обитал прежде во плоти Авеля, Ноя и других ветхозаветных праведников, затем Христос был во плоти Уклеина, Кабинетова, Семена Ефимовича Гулина, по смерти последнего в 1892 г. премудрость Христова перешла в его сына Алексея, который и состоит до настоящего времени во главе секты назареев в с. Хильмилли (Казлы-чай) в 18 верстах от Шемахы, Шемахинскаго уезда. В г. Баку руководителем секты является Павел Ионович Тарусов, подчиняющейся, впрочем, во всем Алексею Гулину.

Семен Ефимович Гулин (с. Хильмилли, Шемахинскаго уезда) был преемником Кузьмы Алексеевича Кабинетова, более всего разработавшего религиозные понятия «назареев».

Гулин имел обширную память, знал почти всё Святое Писание наизусть и толковал все духовно:

  • Моисей есть мысль, Фараон—дьявол, море—Мир;
  • законодательство Моисея происходить не от Иеговы, а от языческих богов Ваала, Молоха и Ремфана, ибо чаша бесовская есть чаша еврейская и буквальная чаша обрядовых христиан.

Семен Ефимович Гулин был очень кроткий, так что многих удивлял своею кротостью: кроткий голос, незлобивая речь, любвеобильное обращение.

Предшественник Гулина К.А. Кабинетов, умерший в 1896 г., был беглец, жил в г. Шемахы под чужой фамилией. Это был старец лет 70, небольшого роста, горбатый и лысый, хорошо грамотный. Вокруг себя он имел в Шемахы живших вместе с ним старушек и девушек, тоже очень кротких в обращении. К нему в Шемахы ходили из всех сел старцы, старушки и девушки с подарками и просиживали с ним целые дни, домой идти обратно приходилось через речку Бирсагадку, ночью, конечно, было страшно; но если К.А. скажет бывало своим посетителям, чтобы они шли, то все уходили всегда без всякого страха. Кабинетов умел делать монету.

У Гулина был также круг старушек-вдовиц и девушек; безбрачиe высоко ценилось; дочь Гулина долго оставалась девицей. В настоящее время она уже старуха, состоит в браке за двоебрачным Гаврилой Алексеевичем Калмыковым, выдающимся по начитанности и по уму наставников молокан «постоянных» в с. Астраханке, Шемахинскаго уезда. Мясо многие назареи не едят. Рыбу едят. Лук не едят (лукавый).

Кабинетов занимался хиромантией (гаданием по рукам), одному, например, он предсказал, что у него будет богатая, хорошая память; так и оказалось потом.
Когда Кабинетов умер, его несли пять верст на головах из г. Шемахы в с. Джебаны и поставили на его могиле памятник с надписью: «Дополнителю скорбей Христовых» (Кол. 1, 24).

Об этой надписи донесли приставу; он велел соскоблить надпись, сказав: «какое вы, мужичье, дополнители Христа?!»

На фото: могила Кабинетова, 2010 г.
В с. Джебанах были очень привержены к Кабинетову Маша и Дуня Щетинкины.

У настоящего представителя назареев Алексея Семененовича Гулина, вероятно, имеются, «рукописи», доставшиеся ему через отца от Кабинетова.

От постоянных молокан назареи в с. Хильмиллях окончательно отошли в 50 году 19 века при наставнике молокан Егоре Митрофановиче Борисове и при наставнике назареев С. Е. Гулине, мать которого была родная сестра Борисова Е. М.

По смерти С. Е. Гулина, отца нынешнего наставника назареев Алексея Семенова Гулина, общество назареев разделилось на два собрания, в одном из них руководителем состоит Алексей С. Гулин, а в другом собрании Иван Фаддеев Рядницкий.

Представителями Гулинского собрания являются еще Данил Федотович Борисов, Иван Кодратович Веретенников, Яков Алексеевич Гулин, дальний родственник Алексея Гулина, представителями собрания Рядницкого является, помимо Рядницкого, еще Игнат Иванович Гулин (двоюродный брат Алексея С. Гулина) и Егор Иванович Вологин. Гулины известны еще под фамилией «Финагеновы». Собрания Рядницкого посещают только 10—15 дворов.

Вскоре после отделения назареев от молокан в с. Хильмиллях произошло отделение назареев от молокан в с. Джебанах, находящимся в 18−20 верстах от Хильмиллей на юго-запад и от г. Шемахы в 5 верстах. Во главе назареев в Джебанах доселе состоит Илья Васильевич Карабанов, помощники у него — Евдоким Наумович Щетинкин и Афанаст Максимович Щетинкин.

Карабанов, теперь уже глубокий старик, за свою степенную жизнь пользуется большим уважением. Он выходец из России. Сами местные старцы говорили мне, что Карабанов был близок к Кабинетову и Гулину.

Разделение в Джебанах произошло при наставниках Емельяне Кузьминовиче Нистратове, Ермоле Антоновиче Голдыреве и Илье Васильевиче Карабанов. Первые двое остались в старом собрании молокан постоянных, а Карабанов образовал новое собрание. В последствии Болдырев перешел в собрание к Карабанову и умер, будучи членомъ его собрания. На отделении особенно настаивал Нистратов.

Ради справедливости требует отметить, что принципы и доктрины назарейские не пустили глубоких корней в с. Джебанах и в настоящее время они не забыты лишь стариками, рядовые же члены собрания Карабанова почти во всем слились с молоканами. Таким образом назареи в настоящее время существуют только в двух пунктах, именно, в г. Баку и в с. Хильмиллях. Более широко секта «назареев» не распространилась потому, что столкнулась с рационализмом молокан, от которого получила сильный отпор.

Первое упоминание в «Духовном христианине»

В периодической печати о секте назареев впервые появилось сообщение в молоканском журнале «Духовный Христианин» за 1906 г. (7—8, июнь—июль, стр. 80)
Титульная страница

В периодической печати о секте назареев впервые появилось сообщение в молоканском журнале «Духовный Христианин» за 1906 г. (7—8, июнь—июль, стр. 80). Неизвестный автор статьи «Тарусовское молоканское собратья в г. Баку», несомненно сектант, дает здесь о назареях такие сведения.

Учение «назарейское» называется иначе учением «кротких», или учением «об усомнившихся душах», или просто «собранием Гулина». Учение держится в тайне, его знают не все члены собрания, открывают только некоторыми не больше 30—40 душ во всей Бакинской губернии знают это учение.

Учат:

  • всё в библии нужно толковать духовно: рождение, страдание и воскресение Христа нужно понимать духовно.
  • Христос обитает только в известных душах преподобных, и это идет по наследству;
  • сразу в нескольких душах Христос быть не может, а лишь в одном;
  • начиная с Авеля, Авраама, Ноя, Лота, Давида, пророков, Христа, апостолов, потом в Семене Матвеевиче Уклеине, потом в Кузьме Алексеевиче Кабинетове, потом в Семене Ефимовиче Гулине, потом в Алексее Семеновиче Гулине, эта премудрость — Христос переходит по родам души преподобных. Этот род душ — души чистые, святые;
  • это — ангелы небесные, а остальные все люди суть души усомнившиеся, то есть, ангелы, отпавшие, но возвратившиеся к Богу;
  • это сомнение произошло там, на небе, и они теперь посылаются на землю в виде человеков «для очищения», но не могут быть очищены сами собой, а лишь через души преподобные, по их ходатайствам и молитвам;
  • и в этом есть тайна премудрости Божией, которая понятна только душам преподобным.

Все 30 — 40 братьев, которые знают гулиновское учение, суть души очищенные. Очищение совершается:

  1. через веру в преподобного
  2. через его молитву;
  3. со своей стороны усомнившийся должен поститься и молиться до тех пор, пока замолкнут в нем все плотские страсти, и тогда он услышит живой глагол Божий. Особенно преданные назарейству налагают на себя обеты.

В с. Хильмилли (Казлы-чае) один старец Фаддей Гордиев приходил по обету к Семену Ефимовичу Гулину и вместе с ним молился, несмотря ни на какую погоду, дождь, снег, зиму и лето, каждый день утром и вечером и затем уходил домой и в этом находил душевную отраду.

У Семена Ефимовича Гулина было много своих сочинений, который он некоторым своим единомышленникам читал. Особенно у назареев уважаются книги: 4 тома Ливанова, «Путешествие пилигрима» Джона Буньяна (ставится почти выше Св. Писания), мистическая книга Якова Бема.

Второе упоминание в «Духовном христианине»

"Духовный Христианин" за 1907 г. (стр. 61—64) о секте назареев пишет Ефим Иванович Воронин.
В январской книжке того же журнала «Духовный Христианин» за 1907 г. (стр. 61—64) о секте назареев пишет уже один из членов этой секты, именно, житель с. Хильмилли Ефим Иванович Воронин, в статье своей «О Тарусовском собрании духовных христиан в г. Баку».

Автор этой статьи говорит о назареях уже от своего лица.

«Рождение, пишет он, страдание и воскресение Христа, а также все св. Писание мы толкуем духовно. Не отрицая естественных рождения, страдания, смерти и воскресения Господа нашего, мы подразумеваем под этим духовное рождение, страдание, смерть и воскресение внутреннего человека.

Духовное рождение начинается с того, что человек, как блудный сын, размотав все имение, ощутит в душе голод. Страдание заключается в том, что человек, ощутив голод, начнет нуждаться.

Далее смерть означает то, что человек должен умереть плотским похотям, т. е. оставить дальнюю сторону и начать шествие к Отцу своему. А воскресение означает уже то положение, когда человек свергнет с себя то плотское иго, которое приковывает его к земле, и в духе соединится с Отцом» (1 Иоан. 5, 78).

Далее автор отвергает приписываемое назареям «понятие о несовместимости Духа Христова сразу в нескольких душах», стараясь доказать из евангелия ложность этого понятия.

«Помазанием Господа, пишет он, первенствующим апостолом назначен Петр. Что же скажем об остальных апостолах, неужели они не имели Духа Христова? Апостол Павел между тем говорит: „не я живу, живет во мне Христос“. Значит, Дух Христов совместим единовременно в нескольких душах, и таково именно наше убеждение».
То обстоятельство, что Дух Христов, или Христос идет по наследству и что Он обитал в Авеле, патриархах, пророках, апостолах и предках современных нам назареев, автор далее старается доказать следующими рассуждениями.

Апостол Петр пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, хранящемуся на небесах для вас».

Далее: «к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1, 3—4, 10—11).

Ограничимся пока этим доказательством, на основании которого присовокупляем, что нетленное наследство находится в живом уповании предков наших, каковые суть перечисленные Божии угодники.

Что Христос обитал во всех патриархах, пророках и апостолах,—подтверждает Петр апостол вышеприведенным текстами.

Что Христос обитал в духе всех великих столпов церкви апостольской после их, видно из следующего: «но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21, 4).

Благодарю Господа Иисусы Христа, Израиль этот есть мы, духовные христиане. А кто может истинно славословить Святого, как не великие подвижники Божьи, столпы апостольской церкви, предки наши.

Раз нетленное наследство, т. е. Господь наш Иисус Христос, находится в живом уповании наших предков, а значит и в них самих, то Он же обитает и во всех истинно находящихся в этот живом уповании, не ограничиваясь никаким числом душ. — Поэтому, мы веруем, что Дух Христов обитал в патриархах, пророках, апостолах, а также в Семене М. Уклеине, как великом столпе апостольской церкви, Кузьме А. Кабинетова, Семенe Е. Гулине, как блаженных богоугодных старцах, доказавших это нам своею святой жизнью.

О втором пришествии, пишет тот же Воронин в другой статье своей—"О понятиях тарусовского собрания духовных христиан в городе Баку" («Дух. Христ.» 1907 г. № 5, стр. 51), и страшном суде, понимаемом неразрывно в буквальном смысле, на основании слов Господа Иисуса Христа" (Mф. 25, 31—46).

О новом небе и земле понимаем духовно. Апостол Петр пишет: «а нынешние небеса и земля, содержимыя тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петр. 3, 7).

Из этого мы должны понимать, что земля, на которой мы живем, и небеса, нас окружающие, погибнут, как и всякое материальное существо.

Затем Господ наш Иисус Христос говорит: «ибо в воскресении не женятся, не выходят замуж; но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Mф. 22, 30). Из этого понимаем, что стоявшие по правую сторону Господа на страшном суде Его, после погибели материального Mиpa, будут как Ангелы Божии, которые, не имея плоти и будучи духами, ни в чем материальном не нуждаются. Следовательно, под новым небом и землей мы должны подразумевать внутренний духовный мир, в котором, по словам апостола Петра, будет обитать правда (2 Пет. 3, 13), т. е. все доброе соединится духовно со своим первоисточником — Богом, Отцом всех миров, началом всякого начала".

О Моисее скажем, что как бы ни представляли его в образе духовного понятия, т. е. что он есть мысль, море—мир, Фараон — дьяволом;—одно неопровержимо, что Моисей был в образе человека, как все пророки и Господь наш Иисус Христос, о чем свидетельствует все св. Писание. Иначе если мы будем отрицать Моисея, как человека, бывшего в свое время и угодившего Богу, а лишь представлять его себе духовно, то мы в этом мышлении легко уйдем и далее, отрицая земное пребывание всех пророков и даже Самого Господа, воображая всех их духовно".
Тысячелетнее царствие представляем так. Сторонники буквального, плотского царствия, ссылаясь на 20 главу Откровения Иоанна, утверждают, что Господь Иисус перед страшным судом придет на землю, воскресит верующих и будет царствовать с ними тысячу лет.

Наши старцы представляют это царствие духовно, руководствуясь следующим соображением.

Буквальный текст 20 главы Откровения Иоанна гласит (ст. 1—4): «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключи от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет»…

Здесь говорится, что Ангел взял дьявола и сковал его на тысячу лет, а верующие в это время будут царствовать с Господом Иисусом Христом.

«Если этот текст понимать буквально, то как мы объясним следующие места: «ибо если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2, 4). Еще: «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1, 6).

Здесь апостолы говорят, что сатана тоже связан Богом и соблюдается на суде для наказания.

Буквальный смысл апостольских слов позволяет полагать, что сатана обессилен Богом, что его злые действия во всем Мире как будто парализованы Господом посредством заключения в вечные узы.—Между тем из бесчисленных примеров в св. Писании мы видим, что сатана в этом Мире совершенно свободен. Значит давать буквальный смысл приведенным словам апостолов нельзя, a следует понимать их духовно. Буквальный смысл этих слов тождественен тексту 2 стиха 20 гл. Откровении Иоанна, так как и тут, и там говорится, что сатана связан; поэтому должен быть тождествен и их внутренний смысл.

Эти места старцы наши объясняют так: диавол действительно связан Богом от начала и до конца сего Мира во святых Его; над ними он власти не имеет, подтверждая это словами св. Иоанна: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3, 9). И еще: «мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешить; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Иоан. 5, 18).
Духовное толкование нашими старцами прописанных текстов 20 гл. Откровения Иоанна сводится к тому, что, руководствуясь словами св. Петра: «одно не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8), и словами: «ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел»… (Пс. 89, 5), они, старцы наши, признают, что время, исчисляемое и определяемое человеческой мерой, для Бога значения не имеет. Царствие Его нельзя ограничить никакою мерою, оно вечно и нескончаемо.

Св. Псалмопевец восклицает:

  • «Господь царствует, да радуется земля» (Пс. 96, 1).
  • «Господь царствует, да трепещут народы» (Пс. 98, 1).
  • «Господь будет царствовать во веки»… (Пс. 145, 10) и пр. и пр.

Св. Давид доказывает этим, что царствие Господне было в его дни и будет продолжаться во веки.

«Фарисеи спросили Господа, когда придет царствие Божие? Он отвечал им: „не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или вот там. Ибо вот царствие Божие внутри вас есть“ (Лук. 17, 20—21).

На этом основании мы полагаем, что сущность Царствия Божия на земле заключается в том, что Бог, являясь источником всех благ, как земных, так и небесных, представляет из Себя царство, увидеть которое на словах никто из смертных не может.

„Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них“— говорит Господь (Mф. 18, 20). Раз Господь есть Царь, то где Он находится, там обитает и Его царствие».

Св. Давид говорит: «только в Боге успокаивается душа моя, от Него спасение мое» (Пс. 61, 2). А чем иным может выражаться царствие Господне, как не погружением в покой Его. — Поэтому все великие угодники Божьи, в своем земном существовали находившие покой в Нем одном, а не в благах Мира, входили этим в Его царствие и царствовали в Нем духовно. — Значит, царствие это было, существует и будет во избранных Его, доколе стоит мир.

Ангел сказал Марии: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; а даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца» (Лук. 1, 32 — 33). — Этими словами старцы наши доказывают, что царствие Божие нельзя ограничивать рамками времени; никакой срок, никакой объем, никакая мера не могут вместить его, оно неограниченно, вечно, беспредельно — Для избранных Божьих оно начинается здесь на земле, как изложено выше, и переходя в будущей мир,—продолжается вечно.

Заканчивая этим настоящая строки, говорит в заключение автор, мы не желаем сказать, что сторонники плотского тысячелетнего царствия, неправильно понимают. Прение для нас чуждо. Выражаем здесь лишь мысль старцев, признаваемую нами за истину.

Третье упоминание в «Духовном христианине»

особенно интересные сведения о "Гулинцах—Назарейцах" дает бакинский молоканин в своей корреспонденции "из Баку", опубликованной в том-же 5 номере "Духовного Христианина".

Наконец, особенно интересные сведения о «Гулинцах—Назарейцах» дает бакинский молоканин в своей корреспонденции «из Баку», опубликованной в том-же 5 номере «Духовного Христианина».

По словам автора означенной корреспонденции, он «стоит к общине „Гулинцев — Назарейцев“ очень близко и хорошо знает все то, что эта община имеет у себя и какие имеет особенности в сравнении с так называемыми постоянными духовными христианами —"Уклеинцами».

Особенности эти, по словам автора, следующие:

  1. Они называются «кроткими назареями», и в знак своей назарейской кротости, как выдающийся народ из прочих духовных христиан, носят длинные волосы на своих головах.
  2. В доказательство того, что они кроткие, постоянно опускают лицо свое вниз и зрят больше на землю, нежели на небо, и поэтому узнают членов своей общины по внешнему своему поведению.
  3. Они никогда не беседуют откровенно с теми людьми, которые по внешности своей не подходят под их внешний вид.
  4. Когда они убеждаются по внешности в таком человеке, который по ихнему убеждению принадлежит к ним, то они его начинают любить, приветствовать, считать его своим членом и открывать ему свои тайны.

Главные же их тайны заключаются в том, что они вписывают его в свою книгу, и он становится их преданным членом и, по их просьбе, возлагает на себя обязанность делать подарки их «Старцу», который печется о них. И вот если вновь принятый член оказывается верен во всем, а именно: если соблюдает в строгости внешнего вида Назарейства—кроткий и дарит аккуратно подарки, то они такого члена считают особенно хорошим и дорогим для них. Есть у них еще тайны, о которых я не решаюсь пока говорить.

Из духовных христиан они любят особенно тех, которые имеют внешний вид подобный им. Что же касается их понятия о Святом Писании, то они понимают и считают Иисуса Христа историческим Христом, и Он, по их понятию, не был подобно нам, человеком, имеющим плоть и кровь, а был подобен Ангелу Рафаилу, который ходил с сыном Товита Товией в место, так называемое, «Раги Мидийские» к Гаваилу и во время этого путешествия содействовал женитьбе Тови на Сарре, дочери Рагуила, дяди Товита, и указал Тови средство излечить глаза Товита. Товит получил исцеление и за это хотел вознаградить Ангела за его труды, но Ангел отказался принять вознаграждение и сказал, что он один из семи святых Ангелов, который ничего не пил и не ел, а только это казалось глазами человеческим, что он будто бы пьет и есть, и стал мгновенно невидим галазам Товита" (Товит. V2., 15—18).

Подобно тому они считают и Господа нашего Иисуса Христа, что Он не имел на Себе плоти и крови, а только все это казалось глазам человеческим. Кроме того они считают и признают, что души человеческие разделяются на три категории, а именно:

1) благородные,
2) средние,
3) самые низшие.

И толкуют это разделение таким образом, что первого рода души считаются благородными, т. е. что, если бы оне совсем и не молились Господу Богу, и то могут получить полное Царство Небесное, потому что они с начала своего не имели за собою никакого греха и иметь не могут; второго рода души, т. е. средние, обязаны молиться Господу Богу и просить Его помощи и милосердия не лишить их Царства Небесного, и если оне будут жить по воле Божией, то также будут спасены, как и первые, что же касается третьего рода душ, т. е. низших, то оне считаются заранее погибшими, и оне, хотя молись, хотя и не молись Господу Богу, спасены быть не могут.

Затем, воскресение мертвых они не признают, а верят в загробную жизнь, признавая, что сказано апостолом Павлом в послании к Ефесянам (5, 14): «Встань, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос»; они понимают, что все это происходит в настоящем веке, а по смерти душа идет сейчас или в рай, или же в муку вечную, следовательно, они никакого воскресения тел не признают.

Они очень любят беседовать о спасении и о св. Писании, постоянно любят говорит о предках и о наследии; это для них самая приятная беседа. Есть ли у них какие-нибудь тайны, или нет, предоставляю судить другим". Так заканчивает свои сообщения «Бакинец».

Воспоминания автора

В бытность мою в с. Хильмиллях (в Июне 1904 г. и 5 Февраля 1907 г.) я прилагал все старания к тому, чтобы узнать, в чем состоит различие в учении назареев от учения молокан.
Край завесы, хотя и весьма прозрачной, все же лежащей пока на «тайнах» учения назареев, и я со своей стороны могу приподнять. В бытность мою в с. Хильмиллях (в Июне 1904 г. и 5 Февраля 1907 г.) я прилагал все старания к тому, чтобы узнать, в чем состоит различие в учении назареев от учения молокан.

Опрошенные об этом мною представители местных назареев, естественно желая скрыть от меня «тайны» своего учения, настойчиво утверждали, что в настоящее время будто бы между назареями и молоканами никакого различия нет в учении веры и нравственности, но раньше один член их общины, правда, склонялся на праздники прыгунов, другой учил о Христе, как Apий, представители же других местных сект (молокан, баптистов и прыгунов), заметно, стеснялись раскрывать мне «тайны» учения назареев, наконец, один из старцев не выдержал и сообщил мне при удобном случай, что, по учению назареев, «в их общине Бог явился во плоти…»

Обряды у назареев совершаются так же, как и у молокан, но они считают их не просто обрядами, как другие духовные христиане, но и таинствами: если кто изменяет обряд, тот лишается наследия святых.

Поминки за умерших совершаются обязательно в следующее сроки:
1) при погребении,
2) через шесть недель,
3) через год после смерти.

Весь великий пост постятся, каждый день по вечерам бывают собрания, после собрания едят.

Одежда непременно старинная «молоканская» со сборами сзади, воротники большие, высокие, длинные волосы намазаны маслом.

В большом ходу было прежде посещение друг друга: Семен Ефимович Гулин с хорами певцов посещал селения.

В Казлычае (Хильмилли) назареев 814 душ, в Джебанах душ 50, в Баку—77; есть еще в Казмайдане (Астраханке) и Чахур-Юрте, Шемахинского уезда, но количество их там определить трудно, так как там «назареи» не выделяются в особое движение. («Духовный Христианин, 1907 г. № 12, стр. 45 — 46).
В интеллектуальном и нравственном отношении сектанты села Хильмилли и Джебаны стоят вообще невысоко. Несмотря на то, что в обоих селах существуют школы (в Джебанах частная, а в Хильмиллях министерская двух-классная), жители этих сел пользуются репутацией отсталых, грубых, косных, крайних консерваторов, приверженцев молоканской старины.

Для характеристики их в этом отношении достаточно указать хотя на то одно, что они под угрозой отлучения запретили своим членам присутствовать на всероссийском молоканском съезде, прошедшем в 1905 г. в с. Воронцовке, Борчалинскаго уезда, Тифлисской губернии, также под угрозой отлучения от общины старцы с. Хильмилли запретили руководимым ими сектантам приобретать для чтения «Справочную книгу» о. Попова, ту самую книгу, которую в соседнем селе Маразах, по совету своего наставника, молокане приобрели в четырех экземплярах и которую вообще сектанты всех толков в Закавазье весьма охотно приобретают, равно как и другие подобные книги.

Как на особенность в религиозно-бытовой жизни сектантов вообще всех селений Шемахинского уезда (с. Маразы, с. Астраханка, с. Муравьевка, с Чухур-Юрт, с. Алты-Агач) и некоторых других местностей в Закавказье (например с. Славянки и других духоборческих селений Елисаветпольского уезда), нужно указать на то, что сектанты эти празднуют многие праздники вместе с православными в честь святых, в тоже время в принципе отрицая почитание святых угодников Божьих,-—до того они запутались, до того омрачилось их религиозное сознание.

Есть основание утверждать, что делают они это по традиции от Православия, но больше ради самого празднования, ради гулянья и пирования. У сектантов в селениях Шемахинского уезда существуют даже как бы свои сектантские «престольные» праздники, на которые, как и у православных, сектанты собираются из разных селений.

Сами сектанты объясняют существование этих праздников целями взаимообщения, желанием повидаться и побеседовать со своими единоверцами, живущими в других селениях, и в тоже время Богу вместе помолиться.

В с. Хильмиллях празднуют с этою целью Покров Преесв. Богородицы (1 окт.), в Маразах — Михайлов день (8 нояб.), в с. Джебанах прежде праздновали 1 ноября — Космы и Дамиана, а потом старики «усоветовали» и стали праздновать день 23 октября ап. Иакова, брата Божия, в с. Алты-Агаче — евангелиста Луки 16 октября. Помимо 23 октября, в с. Джебанах празднуют Рождество Христово, Крещение, Пасху, Троицу, Преображение, «Первый Спас», Ильин день, Петров день, три последние дня масленицы. В с. Хильмиллях, помимо Покрова Богородицы, празднуют Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху, Вознесение, Троицын день, Петров день, Ильин день, Преображение, первое Августа, по объяснению одного, празднуют в честь семи мучеников, а по объяснению другого, «в честь честных древ», два дня масленицы; великим постом одни устраивают собрания втечении всего поста, а другие в первую и последнюю неделю, некоторые в одну только последнюю.
По нашему мнению, секта назареев представляет собою переходную градацию от молоканства к мормонам или монтано-молоканам. Из общих миссионерских мер духовно-нравственного воздействия на сектантов назареев следует рекомендовать все меры, содействующая к возвышению уровня религиозно-нравственного просвещения.

Есть надежда, что с дарованием свободы слова завеса с «тайн» в учении назареев в недалеком будущем окончательно будет снята, и тогда точнее можно будет определить место «назареев» в ряду других сект.
Александр Дунаев
Грузинский епархиальный миссионер, священник