Жидовствующие

Статья херсонского епархиального миссионера Михаила Александровича Кальнева про секты «жидовствующих» (секты в иудаизме) в Царской России на начало 20 века
Одиноко среди всех русских сект, имеющих в основе своих вероучений более слабо или более сильно искаженное христианство, стоит ересь жидовствующих*, совершенно отрицающая его и основывающая свое учение, культ и религиозный быт на ветхом законе Моисея и даже еврейского талмуда.
Казни еретиков жидовствующих в 1504 году. Лицевой летописный свод: «а Некрасу Рукавову повелели язык вырвать и сожгли его в Великом Новегороде».
Ересь жидовствующих** появилась во второй половине 15 столетия, когда приглашенный новгородцами в 1470 г. для противодействия стремлениям Москвы подчинить себе «господина великого Новгорода» брат великого князя Михаил Олелькович, или Александрович, прибыл в Новгород и привел с собою из Киева ученного еврея Схарию.

Схария и начал проповедовать среди новгородцев, прогрессивного направления образа мыслей, ересь жидовствующих, с отрицанием троичности лиц в Боге, Божества Господа Иисуса Христа, святых таинств, почитание святого креста, икон, мощей, храмов, молитв за умерших, призывание святых и вообще всего христианства.

Скоро Схарию удалось совратить в ересь новгородского попа Алексия и Дениса, с помощью которых пропаганда ереси пошла вперед быстрыми шагами, в особенности когда последнему удалось совратить протопопа Софийского собора Гавриила и Григория Тушина.

Еще более стала шириться и крепнуть ересь жидовствующих, когда пропаганда ее была перенесена из Новгорода в Москву, где совращены были в нее поп Алексей, назначенный Иоанномъ III в протопопы Успенского собора, невестка великого князя Елена и сам митрополит московский Зосима.

Опасность для православия со стороны жидовствующих росла все больше и больше, особенно вследствие благосклонного к ней отношения самого Иоанна III. Но на защиту церкви встал энергичный владыка новгородский Геннадий и умный Иосиф, игумен Волоколамского монастыря. Продолжительная их борьба с ересью жидовствующих привела наконец к созыву поместного в 1490 г. собора, на котором еретики были осуждены, и окончилась строгими преследованиями их со стороны правительства уже в царствование Василия Иоанновича, когда, по словам Иосифа Волоколамского, «государь оных скверных еретиков-отступников, иже жидовская мудрствующих, до конца низложил».
Ссылка
Нижепредложенная статья о современном религиозном состоянии ереси жидовствующих составлена по докладам епархиальных миссионеров, преимущественно — Ставропольского, о. С. Никольского и Тамбовского, М. И. Третьякова, и особенно на основании сведений, представленных грузинским епархиальным миссионером о. А. Дунаевым и своего личного изучения ереси на Северном Кавказе.

Обыкновенно в позднейшей литературе «Жидовствующих» называют «субботниками» и «Иудействующими». То и другое наименование сектантов мы считаем неточным и неудачным. Ведь субботу празднуют и другие сектанты: адвентисты, Иеговисты, некоторые баптисты и молокане, прыгуны. Что касается наименования «Иудеййствующие», то народ совершенно его не употребляет. По этим причинам мы стоим за наименование «жидовствующие», тем более, что, по указу Императора Николая II всех уклонившихся в эту секту повелено именовать не иначе, как «жидовствующими».
Караимы Феодосии. Огюст Раффе, 1837

Но «до конца» ли?

Своим существованием в наше время ересь говорит, что нет. Правда, в дальнейшей своей жизни после 15 столетия, эта секта ждет еще своего историка, но нет сомнения, что она после Василия Иоанновича лишь притихла, притаилась, чтобы с течением времени, соответственно благоприятным или неблагоприятным для нее условиям, заявит в большей или меньшей степени о своем существовании.

Но мы не излагаем подробно историю секты жидовствующих преследуя одну лишь цель — дать некоторое представление о религиозном учении, культе и быте жидовствующих нашего времени.

В данное время ересь жидовствующих, существует во многих губерниях; особенно же сильно развита в губерниях Иркутской, Новгородской, Тамбовской, Астраханской, Ставропольской и почти во всех губерниях Кавказа и Закавказья, а также в Терской, Кубанской и Донской областях.

Современные жидовствующие делятся на две группы:

  • на жидовствующих — караимов, признающих источником вероучения одну лишь Библию,
  • и жидовствующих — талмудистов, кроме Библии, руководствующихся в своей религиозной жизни еще и талмудом.

В Тамбовской губернии первые называются «бесшапошниками», так как молятся с открытой головой, вторые — «шапошниками», ибо совершают молитву в шапках; в Ленкоранском уезде они именуются «герами», т. е. пришельцами.
Cправка
Ересь жидовствующих — православно-церковное название для ряда разнородных религиозных движений (ересей с точки зрения Православной церкви). Часто используется применительно к сформировавшейся в последней четверти XV века, не вполне однородной по социальному составу и идеологической ориентации группе вольнодумцев, главным образом, в Великом Новгороде и Москве. Считается старейшей из сект в России

Справка-wiki.
Караим А. Фиркович против талмудиста А.Я. Гаркави

Признавая один лишь Ветхий Завет, жидовствующие того и другого течения отрицают троичность лиц в Боге, Божество Иисуса Христа, ожидают пришествие Мессии, совершают обрезание, празднуют субботу и другие еврейские праздники и отвергают вообще все христианство с его иерархией и св. таинствами.

Сходясь в отрицании всего христианства, жидовствующие караимы и талмудисты отличаются друг от друга в главном пункта своего вероучения — в учении о лице Мессии:
В то время, как последние ждут Мессию, как могущественного земного царя, имеющего покорить себе весь видимый мир, первые или совсем Его не ожидают (кроме ставропольских), смеются над ожиданием талмудистов и понимают Его пришествие в отвлеченном смысле — как появление на земле царства всеобщего равенства, братства и свободы. Некоторые из закавказских караимов, согласно Рим. 1; 1—5, готовы признать Христа пророком, а талмудисты—ученым талмудистом, но, во всяком случае, ставят Его ниже Моисея.

Расходясь в одном из главных пунктов вероучения, жидовствующие —караимы отличаются от талмудистов и во многих пунктах религиозного культа и быта.

У караимов все поется и читается на русском языке, у талмудистов — на древнееврейском, хотя многие из них совершенно его не понимают, удовлетворяясь одним лишь механическим чтением.

  • Кроме Библии и талмуда у жидовствующих есть еще «Шулхан арух» (открытый стол), «устав правдивый», иначе «Хайодом» (жизнь человеческая),—книга, в которой описаны порядок богомолений, праздники, указания, — как резать скотину, как встать, умыться и прочее.
  • Необходимыми книгами у жидовствующих — караимов являются: «Молитва в день всепрощения» (10 дня Тишри), перевод с древнееврейского И. Фирковича.
  • «Катехизис основ караимскаго закона», «Руководство к изучению караимского юношества». Состав. Л. Дуван.
  • «Еврейский молитвослов» на еврейском и русском языках в переводе Гуревича.

Охотно выписывают жидовствующие караимы и талмудисты еврейский журнал «Восход» и любят читать книги, содержащие в себе описание Палестины, путешествий по ней и т. п.

По взгляду жидовствующих — талмудистов, родильница не считается нечистою, к ней они не только ходят, но и прикасаются; ходят в дом родильницы и дети, который читают особую «детскую молитву» о рожденном, за что им дают конфеты.

Но жидовствующие—караимы, считая прикосновение к родильнице осквернением, при посещении ее разговаривают, сидя поодаль от нее.

Необходимым условием вступления в общество жидовствующих и спасения караимы и талмудисты считают обрезание, которому они подвергают всех вступивших в их секту; обрезание у большинства жидовствующих совершается бритвой.
Cправка
Караимизм (караизм; евр: караут, дат караут; караимский «карайим дини») — религиозное вероучение, основанное на Танахе (Ветхом Завете). Караимизм основан на том, что каждый верующий самостоятельно рационалистически определяет применение Моисеева закона. Караимы считают себя приверженцами истинного учения Библии, в то время как Талмуд и Устный Закон, по их мнению, исказили библейский иудаизм. Другие народы всегда отличали караимов от евреев-талмудистов, как чистых библеистов без примеси Талмуда и Устного Закона (за исключением нескольких случаев в истории), вследствие чего караимам были дарованы привилегии и льготы.

После присоединения Крыма к России царские чиновники с удивлением обнаружили, что «евреи-караимы» говорят не на идише, а на диалекте крымско-татарского языка. Караимы, в отличие от талмудистов, принимали в свои ряды и не-евреев, например, крымских татар.

Караимы были уравнены в правах с коренным населением. Караимы дружественно относились к евреям-раввинистам, мусульманам (бене Йишмаэль) и христианам (бене Эсав, Эдом), называя их «своими братьями». Даже во время Второй Мировой войны караимы избежали еврейского геноцида (за исключением Краснодара, где они были расстреляны вместе с евреями).

Справка-wiki.
Слишком строго относясь к законам об отношении к умершим (Чис. 5; 14 и 19 гл. 11—22), прикосновение к которым делало еврея нечистым 7 дней, и даже того, кто посетит помещение, где был мертвый, жидовствующие— караимы, чтобы не всем домашним оскверниться в случае смерти больного и не подвергнуть осквернению сам дом, выносят из него тяжко больного и помещают, не смотря на время года и погоду, где-нибудь в сарае, избегая посещения его.

Более благоразумные сектанты в Ставропольской епархии не раз сами высказывали мне справедливое негодование по поводу такого бесчеловечного отношения их единоверцев к больным, часто умирающим, только благодаря отсутствию необходимой для них помощи. Очевидно, сознавая всю жестокость отношения к обреченным на смерть своими единоверцами, богатые жидовствующие—караимы строят для тяжело больных и умирающих особые помещения.

Но если кто в доме караима умрет, все находящееся в доме считается не чистым, омывается на 3-й и 7-й день очистительной водой, как омывается ею и умерший. В течение 7 дней в доме ничего не варят, а готовят пищу на дворе или у соседей. Всего этого нет у жидовствующих—талмудистов: они посещают дома, где есть умерший, молятся здесь о нем, и только ближайшие родственники умершего, в знак траура, сидят в доме на полу 7 дней в одних чулках или босые.

Крымские жидовствующие—караимы прежде сами не хоронили умерших, а нанимали для этого талмудистов, теперь стали сами хоронить, но гроб, несомый на носилках, сопровождают лишь те, кто прикасался к умершему; как нечистые, они подлежать на 3-й и 7-й день омовению. Несущие же носилки с гробом не омываются.

Обряды очищения жидовствующими соблюдаются очень строго, особенно у караимов. Омываются прикоснувшиеся к трупу человека или животного, к родильнице, омываются женщины после рождения, менструаций и совокупления, мужчины — после полюций во время сновидений; причем «нечистая» женщина у караимов всегда сидит отдельно от других членов семьи; у талмудистов последнее не исполняется: «оскверненные» в вышеуказанных случаях талмудисты идут сперва в баню, а потом три раза окунаются в «мыкве» — купальне.

В заключении браков жидовствующие руководствуются в вопросах о степенях родства законами Моисея (лев. 18 гл.), как и при расторжении браков (Втор. 24; 1—4), но в последнем случае талмудисты на практике отступают от ветхозаветных предписаны, совершая развод только по прелюбодеянию, хотя нужно заметить, что, не смотря на несомненное влияние на религиозно-семейный быт жидовствующих христианской среды, отношение их к женщинам проникнуто ветхозаветным на нее взглядом, как на полу-рабу, что замечается даже в их молитвенных собраниях.
Справка

Караимы перехватили всю табачную промышленность из рук англичан, до этого считавшимися монополистами в России. Первая табачная фабрика в Крыму была открыта в Феодосии в 1861 г. караимом Вениамином Осиповичем Стамболи. Вскоре в Крыму появились табачные фабрики «Акционерного общества Майтопа» и «Акционерного общества семьи Крым». В 1850−60-е годы стали открываться табачные фабрики и в других городах России: Харькове, Киеве, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге, Риге.

В конце 50-х годов XIX века в Москве открылась табачная фабрика имени С. С. Габай, который активно привлекал на работу на своей фабрике крымских караимов. Здесь впервые были использованы механические крошельные станки, гильзовые и папиросно-набивные машины конструкции Семенова, получившие «Гран-при» на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1889 г.

Другая известная московская табачная фабрика «Дукат» тоже принадлежала караиму — Илье Давидовичу Пигиту.
Посетив однажды в станице Петропаловской, Кубанской области, моление жидовствующих, я увидел, что женщины не только стояли отдельно от мужчин, но даже отделены были от них особой полотняной занавеской, как недостойные открыто присутствовать при богослужении.

У обоих толков жидовствующих свадьбы обыкновенно совершают во дворе под балдахином.

Особенно внимательны жидовствующие к вопросу о дозволительной и запрещенной пище, способах ее приготовления и употребления, но и в этом вопросе жидовствующие—караимы разномыслят с талмудистами.

Так, например, талмудисты едят хлеб из пекарни греческой, татарской и караимской, но караимы не едят хлеба испеченного даже толмудистами, ибо у них нечистые женщины сидят вместе с другими, а не отдельно.

Резников у караимов нет, может резать каждый, а если кто не способен или не чист, то приглашает другого резать животное. Караимы режут животных преимущественно мужского пола, чтобы не зарезать мать и зародыш, и если, например, зарезанная корова окажется стельною, то мясо ее продают другим. Теленка до 8 дней караимы не режут, а талмудисты режут коров и стельных, если теленок в корове большой, то едят и его. Мясо животного, зарезанного талмудистами, караимы есть не будут, опасаясь, чтобы не оскверниться.

Мясо зарезанных животных караимы обязательно вымачивают в воде с солью.

Основываясь на словах пророка Иезекиля (24; 6—9), жидовствующие- караимы кровь зарезанных птиц и скота обязательно закрывают песком или землей; талмудисты-же прикрывают только птичью кровь, причем жилы у животных вынимаются талмудистами по талмуду, а караимы по своему усмотрению.

Талмудисты не едят мясо со всяким молоком, а караимы—только молоко матери с мясом теленка. В вопросе о том, какие животные могут быть употребляемы в пищу, а какие нет, все жидовствующие руководствуются указаниями Моисеева закона (лев. гл. 11-я).

Опресноки едятъ последователи жидовствующих обоих толков, согласно закону Моисееву. Ленкоранские сектанты приготовляют их из всякой муки, и ячменной и пшеничной, и пекут их в печке.

Почти все ветхозаветные посты и праздники русские жидовствующие соблюдают вместе с евреями. Пост «Пурим», который должен продолжаться три дня, держится ленкоранскими сектантами только одни сутки, в продолжение которых они ничего не едят и не пьют.

Соблюдаются жидовствующими и другие еврейские посты: «пост очищения», «пост Есфири» перед «Пуримом», «пост разорения Иерусалима» и др. В праздник «освящения» (Ханука) талмудисты в течении 8 дней зажигают свечи в домах и в молитвенном доме на полчаса, а караимы — во все 8 дней собираются для молитвы, но огней не зажигают. Праздник опресноков жидовствующие-караимы празднуют 7 дней, по Пятикнижию, а талмудисты прибавляют, как и к другим праздникам, кроме праздника «судного дня», еще один день.
Съезд представителей караимских общин Российской империи в 1911 году
Тфилин и талес

Но особенно ревностно соблюдаются жидовствующими субботний день этот важнейший пункт их религиозного почитания, в котором они видят чуть ли не главное средство к достижению спасения и который, без сомнения, служит одной из важнейших причин упорного пребывания их в жидовстве и отрицательного отношения к христианству, даже при ясном сознании неизмеримого превосходства учения Христа, сравнительно с законодательством Моисея.
Насколько ревностны жидовствующие, особенно караимы, к сохранению субботнего покоя, показывают хотя бы такие, наблюдавшиеся мною в Ставропольской епархии, факты: если жидовствующего застигает в пути в пятницу заход солнца, он распрягает лошадей и ночует, даже в холодную погоду, в степи, хотя бы до села или станицы оставалось проехать меньше версты. Весь, можно сказать, смысл религии и культа жидовствующих заключается в почитании ими субботы, вместо со всеми относящимся к ней обрядам и предписаниями Пятокнижия.

Жидовствующие обоих толков на косяках дверей пишут слова Второзак. 6; 4—10 и 11; 13—22.

Во время молитвы жидовствующие— талмудисты, подобно евреям, надевают на левую руку «тфилин» — филактерий, в виде ременного футлярчика и «талес» — длинную накидку; у талмудистов «талес» шерстяной, белый, с черными по краям полосами, а у караимов — такой же белый, но без полос. К жилету называемому «рясны», жидовствующие, как и евреи, прикрепляют «цицис», т. е. висящие шелковые шнуры.

Должностные лица у жидовствующих следующие:

  • Габай—староста церковный (выборный),
  • Кантор (на жалованьи),
  • Шамоше — служители и сторожа, которые зажигают огонь, подметают,
  • Шехеды, или Шейхады— резники.

У караимов, как мы уже говорили, их нет: каждый может сам резать животное или птицу. Канторы и наставники у караимов толкуют св. Писание, совершают требы и имеют те же права, что раввины у талмудистов. Меламеды — учителя у талмудистов, особенно по древнееврейскому языку. Жидовствующие-караимы подчиняются в делах веры «гахаму», живущему в Евпатории, а талмудисты охотно приглашают к себе совершать богослужение и требы еврейских раввинов, так, например, к шапошникам тамбовским ездит казенный раввин Иоффе, закавказских талмудистов посещает казенный раввин города Баку и т. п.
Словом, во всем своем религиозном учении и культе русские жидовствующие — те же евреи.

Активной пропаганды своего лжеучения жидовствующие почти нигде не ведут; но, делясь на два толка и отличаясь не только в обрядах, а и в главном учении их веры — о Мессии, что доводить их почти до враждебного отношения, так что, например, караимы не выдают своих дочерей за талмудистов, не едят даже их хлеба и т. п., все жидовствующие сходятся в одном, — в отрицательном отношении к христианству.

Их вредное влияние на православное население очень велико уже по одному их отрицанию Троичного Бога, Христа, как Сына Божия и Спасителя Мира. Не пропагандируя открыто, жидовствующие, сами охотно читая сочинения Л. Толстого, Ренана и других противохристианских писателей, распространяют их отрицательный идеи среди православных, особенно среди молодежи, подрывая в них веру, не только в православие, но и вообще в христианство. Нечего уже и говорить о том, что секта жидовствующих есть не только возвращение от призвавшего нас Христа— к букве и игу Ветхого Завета, но и к жидовству с его интернациональным характером, с его космополитическими идеями, убивающими любовь к родному отечеству, вытравляющими с корнем священное чувство патриотизма.

Вот почему секта жидовствующих, при мирном, по видимому, характере своем, при отсутствии в ней духа прозелитизма, является одним лишь своим существованием среди православного русского народа сектой вредной не только в церковном, но и государственном отношениях.

О том, как относятся жидовствующие к исполнению своих религиозных обязанностей, может служит отзыв о сектантах казенного раввина Тамбовской губернии Иоффе, сказавшего по этому поводу Тамбовскому епархиальному миссионеру М. И. Третьякову: «они очень твердо держатся закона нашего, тверже нас — евреев; вот почему мне приходится ставить их в пример своим природным евреям в отношении исполнения закона Моисеева».

Не удивительно, что жидовствующие постепенно ассимилируются с евреями, подражая им в одежде и внешнем виде, приглашая в качестве резников, учителей и раввинов природных евреев, изучая древнееврейский язык и даже говоря в своей семье на безобразном еврейском жаргоне.

Своим отцом жидовствующие признают Иакова, а нас, русских, — происшедшими от Исавы «Гог» и «Магог» (Отрк. 20; 7), говорят они, — то же, что «Росса—Масоха», или Мешеха (Иез. гл. 38 и 39), т. е. Россия, Москва. Русские жидовствующие находятся в живом и постоянном общении с палестинскими евреями, они поддерживают их благотворительные учреждения и школы и часто шлют палестинским евреям значительные пожертвования. В четвертом поколении талмудисты из русских считают сами себя евреями природными…
Cправка
Лев (Борух-Лейб) Давидович Иоффе (1860—?) — российский раввин, религиозный деятель, тамбовский губернский раввин, потомственный почётный гражданин, купец 1-ой гильдии.

2 июля 1904 года в составе делегации встречал императора Николая II и поднес Моисеево Пятикнижие от еврейских общин городов Тамбова, Козлова, Кирсанова, Борисоглебска. Государь Император милостиво принял пятикнижие и удостоил посетителей приветствием.

1 января 1905 года пожаловано звание потомственного почетного гражданина. Исполнял обязанности губернского раввина в 1916 году. Дальнейшая судьба неизвестна.
Так, вместе с верой православной теряется в ереси жидовствующих и русский человек.

Кроме общих пастырско-миссионерских мер к вразумлению жидовствующих, необходимо обратить внимание и на следующее:

1. При беседах с жидовствующими, или по поводу их заблуждения с православными нужно разъяснить им культурно-историческое значение христианства и дать понять, что современная культура обязана своим существованием не еврейству, а только христианству, что, следовательно, жидовство ведет назад, к состоянию полудикого человечества.

2. Необходимо знакомить жидовствующих с историей Церкви христианской вообще и с выдающимся примерами по высоте жизни христианской, святителей и подвижников ее ве частности; нужно также развивать путем школы в подрастающем молодом поколении жидовствующих сознание своей национальности, чувство патриотизма и любви к родной стране, знакомя молодежь с историей русского государства, подчеркивая ту мысль, что все величие и могущество его обязано православной вере.

3. Кроме бесед о троичности лиц в Боге, Богочеловечности Христа, Сына Божия, и изъяснения пророчеств о лице и времени пришествии Мессии, бесед об отмене субботы и ветхозаветного обрядового Моисеева закона, очень полезно, как в этом мы убедились опытно, ведя беседы с жидовствующими Северного Кавказа, обратить внимание на раскрытие превосходства новозаветного нравственного учения пред таковым же учением Моисеева закона в вопросах об отношении родителей к детям, мужей к женам, об отношении к рабам, иноплеменникам, врагам и т. д., ибо не отвлеченное и понятное для народа Евангельское нравственное учение легко усвоится и понимается простым народом и, в сопоставлении его с нравственным учением жестокого Моисеева закона, невольно будит и в жидовствующих лучшия чувства по отношению к христианству и его Законодателю, невольно заставляя думать о напрасном отпадении их Христа — Мессии, Спасителя мира, и о присоединены к основанной Им святой православной Церкви.
Михаил Александрович Кальнев
Херсонский епархиальный миссионер
Михаил Александрович Кальнев (15.09.1864, с. Ивановка, Ананьевский у., Херсонская губ. — 1942, Болгария) — родился в семье священника.

В 1886 году окончил Одесскую духовную семинарию.
В 1890 г. — Киевскую духовную академию.
С 1 января 1892 по май 1894 года — епархиальный миссионер Ставропольской епархии.
С мая 1894 года — епархиальный миссионер Херсонской епархии.

В 1902 году произведен в титулярные советники, в 1910 году — в коллежские. В мае 1909 года Михаил Кальнев приложил большие усилия для того, чтобы власти разогнали Всероссийский съезд баптистов в Одессе. В 1915 году удостоен степени магистр богословия. Ездил на румынский фронт для поддержки солдат и офицеров русской армии.

Член Поместного Собора 1917−18 годов по избранию как мирянин от Херсонской епархии. После 1920 года — преподавал в Пастырско-богословском училище святого Кирика в Болгарии (вел лекции по миссионерству в целях обличения адвентизма, масонства, теософии, спиритизма, демонизма и пр.).

Автор многочисленных сочинений по вопросам миссионерства и борьбе с сектами.