Перейдем теперь к вероучению и культу иоаннитов.
Что в вероучении иоанитов мы можем уже безошибочно считать за их сектантскую догму? Еретические воззрения на личность о. Иоанна, по которым будто-бы он есть сам Господь Иисус Христос, Судья Мира. Для подтверждения этого беру нижеследующие выдержки из иоаннитских изданий:
«Как мы объяснили в первой книге „XX век и кончина мира“, на восьмую тысячу пройдет 430 лет. Рассчитаем:
Есть-ли религиозный культ у иоаннитов и что в нем типичного?
В литературных произведениях иоаннитов нет ясных и определенных указаний на их религиозный культ. Но все данные наблюдений говорят об иоаннитах, как организованной уже общине, с нисколько уже определившимся религиозным культом. Они следующие:
После «повествования» на столе раскладывается «товар»: портреты о. Иоанна, его сочинения, иногда портреты и Порфирии Киселевой, крестики, ладонки с портретом о. Иоанна и иоаннитская обширная литература изданий Большакова:
К способам пропаганды иоаннитов нужно отнести и лживые заверения книгонош и цветочниц, по которым, они исцелены от каких-либо недугов по молитвам о. Иоанна, поэтому-де и других направляют к нему… К тому-же, ведь и страшный суд скоро… Конечно, все эти слова, особенно при простота нашей деревенщины, остаются не без влияния.
Что же противопоставить распространение иоаннитства, чтобы, если невозможно вырвать его с корнем, парализовать его влияние на православную среду?
Ответ может быть только такой: нужно в сердцах своих пасомых возможно чаще возгревать любовь к родной своей матери — Церкви православной с напоминанием, что вне ее — спастись невозможно. Это нужно творить с детской душой на школьной скамье.
Далее. Учительство церковное (устное и письменное) поднять настолько, чтобы наши пасомые сознательно оценили высоту и чистоту православия, ложь и ничтожество сектантства. Еще. Поднять упаваний, правильнее — ослабевший, дух церковной дисциплины. Наконец, просить досточтимого о. Иоанна воспретить иоаннитам помещать его портреты и печатные труды в их изданиях, а также печатно осудить учение иоаннитов и их главарей.
Post Scriptum. Прошло два с половиной года со времени написания этого доклада. Что дало нам новое это время по вопросу об иоаннитах?
Прежде всего, иоаннитство, как еретическое учение, осуждено Святейшим Синодом. В определение Синода читаем по этому вопросу следующее: «По обсуждении постановления Киевского миссионерского съезда относительно так называемых иоаннитов, Святейший Синод 4−11 декабря 1908 г. постановил:
Выражение в синодальном постановлении, что «иоаннитство» считать учением сродным с хлыстовством — побуждает автора указать сходство и различие между этими сектами. Христологические вопросы — общи этим сектам. Такими же общими вопросами являются верования в перевоплощение душ и дуалистические воззрения на природу человека. Отсюда одни и те же у них воззрения на брак, пищу и напитки. По христологическим вопросам у иоаннитов есть и специфическое отличие от хлыстов.
Оно состоит в следующем: