С радостью соглашаются богомольцы и некоторые надолго остаются у Черкасова копать пещеры «для спасения души». Охотников всегда находилось немало, и пещеры росли быстро. Но чтобы еще больше приохотить к этому «святому», по его мнению, делу и внушить мысль о святости пещер, Черкасов украшает их иконами с неугасаемыми лампадами, совершает там общественные моления и старается обставить их трогательной и таинственной обстановкой.
Для этого он употребляет разные способы:
Еще факт. Скрывшийся от преследования антихриста «истинный Государь», по убеждению еноховцев, долгое время жил никем невидимый в пещерах Черкасова. Чтобы убедить в этом своих последователей, Черкасов откомандировал кого-то из своих почитателей в пещеры, а сам с толпой богомольцев пошел туда после. Дорогой Черкасов постарался своим рассказом о пребывании в пещерах истинного Царя приготовить и без того верующую во всякие бредни и нелепости толпу к тому, что по его распоряжению, должно было произойти. Подошли к пещерам.
Черкасов о чем-то задумался, а толпа в недоумении ждет что-то будет. Вдруг все слышат из пещеры звон в колокольчик. Сердце богомольцев забилось, внимание напряглось. Звон повторился, а Черкасов молчит. Наконец третий звонок. Не вытерпела любопытная толпа и с каким-то особенным чувством не то страха не то радости спросила своего о. Андрея — что значит этот звон. «Это Царь просит обедать», хладнокровно ответил Черкасов, как будто это дело обыкновенное.
И доверчивая толпа умиляется, плачет и верит, принимая фокус за действительность. Возвращается домой и уже добавляет:
Но возвратимся к пяти братьям-пророкам. Смелая публичная проповедь о том, что на Российском престоле сидит антихрист, побудило начальство обратить на них серьезное внимание. Они были взяты, признаны религиозно-помешанными и отправлены в дом призрения. Но это обстоятельство не ослабило ни фанатизма, ни развития секты. Напротив, оно возбудило ревность к проповедям у всех последователях этого лжеучения, так что еноховцы собирались кучами, ходили по селам и безбоязненно публично кричали: «кайтесь, православные, кайтесь, последнее время, Христос идет с судом, антихрист на царстве, Илья и Енох на земле, кто хочет, спасайтесь, — идите за нами и верьте пророкам»!
Таким образом после пяти братьев-пророков новое лжеучение проповедовалось всеми принадлежащими к этой секте, но некоторые из них отличались большей ревностью, и потому так же названы были «пророками».
Такое множество проповедников нового лжеучения внушало опасение, что секта разрастется в своих размерах, поэтому начальством были приняты серьезные меры к ее ослаблению: многие из самых фанатичных, во главе с Черкасовым и пятью «братами», были сосланы в Польский край. Впрочем, Черкасова, Ганчева, Машкова и Колечина, спустя некоторое время, отделили от прочих, поместили в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре, Владимирской губернии, и отдали под строгий надзор настоятеля монастыря.
Это обстоятельство, т. е. ссылка всех верховодов, несколько повлияло на упадок духа фанатичных еноховцев, и они несколько притихли; к этому же их оставалось немного, да и из тех многие оставили заблуждение и снова присоединились к православной Церкви. Но, к сожалению, некоторые из присоединившихся, сделали это не в силу убеждений в своем заблуждении, а с хитростью и лукавством и из-за боязни подвергнуться той же участи, какая постигла их братьев.
Такая строгая мерв начальства не нравилась и самому Черкасову, хотя он и раньше предсказывал пяти «братам», посылая их на проповедовать, что проповедники «истины» будут терпеть от антихриста разные гонения и мучения. Он весьма желал выйти из заключения, но как это сделать, он не мог придумать ничего кроме, как дать повеление оставшимся — приутихнуть, хотя и боялся, чтобы это повеление «приутихнуть» не принято было за чистую монету и не повело к разрушению его учения. Поэтому он писал письма к оставшимся на свободе сектантам с двоякими значениями.
Хитро Черкасов издалека так поучал своих последователей:
«Об антихристе не говорить», пишет Черкасов из Спасо-Евфимиевского монастыря, «в храм ходить, попам оказывать наружную подобающую честь, не безумствовать, примагниться к истинной, святой, соборной и апостольской церкви и под руководством ее пастырей соделывать свое спасение».
Но между строк этих посланий, рассчитанных на обман правительства, еноховцы читали такие наставления:
Не оставляют еноховцы без внимания и своеобразного толкования и политические события последнего времени: войну с Японией и повсеместную российскую смуту.
«Мы говорили, повествуют еноховцы, что антихрист сначала будет добрый, а потом, когда возобладает над всеми, всем покажет свои когти, так и сбылось: сколько было побито христиан на войне, сколько по всей России, все это — дело антихриста, который убивает непокорившихся ему».
Помимо учения о воплощении Божества в обыкновенных смертных людей и переселения душ праведников, нам пришлось узнать, кое-что и о плотском грехе, который появляется уже в секте еноховцев, но пока в другой форме.