Секта "адвентистов"

Статья киевского епархиального наблюдателя и миссионера Николая Андреевича Белогорского про секту «адвентистов» в Царской России на начало 20 века
Адвентизм секта сравнительно недавнего происхождения. Родиной его являются Северо-американские штаты. Основатель этой секты и первый проповедник ее учения был некто Уилльям Миллер, родом из Массачусетса (род. 1782 г.—1849 г.). Первоначально Миллер принадлежал к последователям баптизма, в одной из общин которого состоял даже пресвитером. Около 1816 года он отдался весь изучению Библии, которое в 1818 г. и привело его к убеждению, что тысячелетнее царство Христово, в наступление которого веруют баптисты*, должно начаться не прежде, но после кончины мира, и что второе пришествие Христа, признаки которого описаны в Евангелии, уже весьма близко.
Уильям Миллер (1782, Питтсфилд — 1849, Нью-Йорк) — бывший морской капитан и общественный деятель, проповедник и основатель Миллеритского движения.
Дальнейшие исследования святого Писания, и в частности Апокалипсиса, Евангелия и пророчеств Даниила, находящихся в главах 2, 7, 8 и 9-й, вполне убедили его в том, что «единственное тысячелетнее царство», которого можно ожидать, есть та тысяча лет, которая придется перед первым воскресением и воскресением прочих мертвых (Апок. 20,1—10). Это тысячелетнее царство необходимо должно будет следовать за пришествием Христовым, которое будет личным и новым творением земли.

Пророчества Даниила дали основание Миллеру утверждать, что «только четыре всемирных монархии будут предшествовать наступлению вечного царствия Божия, из которых три уже прошли: Вавилонская Мидо-Персидская и Греческая, а четвертая Римская переживает последнюю свою эпоху». Понимая слова пророка Даниила о 2.300 днях, «о семи временах языческого владычества» и о 1335 днях в смысле обозначения лет, Уилльям Миллер пришел к убеждению, что 1843 год будет тем именно годом, когда Христос лично сойдет на землю и начнет царствовать со святыми на новой земле тысячу лет.

Вдохновенные речи нового пророка, начиная с 1831 года, привлекли к нему массу последователей среди баптистов, методистов и других сект, в изобилии существующих в Сев. Американских штатах. Когда наступил первый срок пришествия Христа (в конце 1843 года), указанный Миллером, сектанты-адвентисты, по словам очевидцев, облеклись в белые одежды, вышли из города на широко расстилавшееся поле и стали напряженно смотреть в небесную высь: каждый желал первым услышать трубный звук и увидеть грядущего на облаках Иисуса Христа, но, как известно, надежды их не сбылись.
Ссылка
«Катехизис. Наставление в вере для баптистского юношества». Изд. 1905 г., вопр. 88.
Уильям Миллер представляет расчёты даты конца света.
Когда время, в которое наверное ожидалось пришествие, прошло, У. Миллер написал письмо, в котором, признаваясь в своей ошибке и высказав свое разочарование, выразил уверенность в том, что «день Господень близко, при дверях». Впоследствии он решил, что конец мира наступит или 22 октября 1844 г. или около этого времени; и говорил, что «Если Христос не явится и тогда, то он Миллер, будет вдвойне разочарован».

Когда и это второе предсказание У. Миллера не исполнилось, то весьма многие из его последователей разочаровались адвентизмом и оставили его. Тем не менее основанное Миллером сектантское движение не только не уничтожилось, но продолжало развиваться и в настоящее время насчитывает более 9.000 последователей. Удержавшиеся в адвентистских воззрениях в апреле 1845 года собрались в Олбани, в Нью-Йорке, где приняли следующая положения адвентистской догматики:

  • пришествие И. Христа будет видимое, личное, хотя в скором, но не определенном времени;
  • воскресение мертвых будет как праведным, так и неправедных,
  • тысячелетнее царство начнется после воскресения святых, причем пророчество об обращении ко Христу всего мира раньше этого времени отрицалось, и, наконец,
  • святые входят в наследие вечной жизни, или получают вознаграждение, по смерти.

После вторичного неудачного предсказания Миллера о пришествии И. Христа С.-Американские адвентисты в 1844 году поделились на несколько общин, число которых к началу текущего столетия в С.-Америке возросло до шести следующих общин, отличающихся в некоторых пунктах своего вероучения между собою.

  1. «Церковь Адвентистских Христиан». Члены этой общины веруют в близкое пришествие Христово и в то, что после Его пришествия начнется тысячелетнее царство. Они отрицают, что бессмертие присуще душе, утверждая, что только те будут призваны к бессмертию на втором пришествии Христовом, кто суть Его истинные ученики. Они веруют, что все умершие находятся в бессознательном состоянии и что все воскреснут и выйдут из этого состояния бессознательности: сперва праведники, с тем, чтобы получить дар бессмертия и царствовать с Христом; потом злые, — чтобы получить осуждение.
  2. «Евангелические Адвентисты» выделились в 1855 г. из церкви адвентистских христиан. Они веруют, что души после смерти находятся в сознательном состоянии и что душа бессмертна. Святые воскреснут, по их учению, прежде злых — для участия в тысячелетнем царстве Христа, а после страшного суда — для вечной жизни. Злые воскреснут по окончании тысячелетнего царства — для вечных мучений. В остальных пунктах вероучения Евангельские Адвентисты сходятся с Адвентистами-Христианами.
  3. «Общество жизни и второго пришествия» учит, что души умерших злых людей не воскреснут вовсе и что когда они умирают, то умирают с тем, чтобы никогда не пробуждаться, так как они осуждены на вечный сон. Остальные пункты их вероучения сходны с другими адвентистскими обществами. Приверженцы «Общества жизни и второго пришествия» возникли в 1844 г., а сорганизовались только в 1869 г. в Вильбрэгэме, в штате Массачусетс.
  4. «Церковь Бога во Христе Иисусе, или адвентисты грядущего века». Образование их в отдельную общину произошло в Филадельфии в 1888 году. Они веруют, что Бог, согласно предсказанию пророков, совершит полное обновление всех вещей, ожидают учреждения царства Божьего на земле со Христом, как царем царей во главе, причем святые, т. е. адвентисты, будут принимать участие с Ним в управлении миром. Они также убеждены, что Израиль будет восстановлен как народ в святой земле. В день воскресения мертвых, по их учению, праведники восстанут для бессмертия, а грешники для совершенного уничтожения. Вера в Евангелие, покаяние и погружение, т. е. крещение через погружение для отпущения грехов, по учению этой ветви адвентизма, являются необходимыми условиями для прощения грехов и получения спасения.
  5. В 1840—1844 гг. секта адвентистов выделила от себя особую ветвь — «Адвентистов седьмого дня», получивших свое название от того, что они стали праздновать субботу вместо дня воскресного. Так как этот именно вид оказывается особенно распространенным в западной Европе и у нас в России, то основные пункты его вероучения мы рассмотрим более подробно.

Современный логотип секты
Таблица "предсказания второго пришествия" от Миллера

Признавая близость пришествия Иисуса Христа, адвентисты седьмого дня учат, что оно будет личное и видимое. Во время пришествия Христа раздастся голос Архангела; мертвые, скончавшиеся в Иисусе, воскреснут, а оставшиеся в живых —- праведные облекутся в бессмертие. Радостный крик победы над смертью и могилой вырвется из груди тех, которые первые при последней трубе получат дар вечной жизни. Нечестивые, в то время находящееся в живых, будут истреблены огнем и земля опустеет. После этого настанет царствование праведных с Христом, которое будет продолжаться тысячу лет. Хотя время второго пришествия Иисуса Христа весьма близко, но день и час пришествия Господа умышленно скрыт от людей. Доказательство о близости второго пришествия Христова адвентисты главным образом заимствуют из пророчества Даниила и Апокалипсиса.

В главе 2, 7, 8 и 9 книги пророка Даниила Бог, говорят адвентисты седьмого дня, указывает на грядущие события и дает нам знамения, которые должны предшествовать великому дню суда и восстановлению вечного царства. В этих пророчествах предсказывается, что второму пришествию Иисуса Христа будет предшествовать четыре сменяющая одно другое мировые царства, или монархи:

  1. Вавилонское,
  2. Мидо-Персидское,
  3. Греческое
  4. и Римское,
изображенный пророком Даниилом под образами истукана из различного металла, четырех царей: льва, медведя, барса и четвертого ужасного зверя.

Первые три царства уже были и уничтожились, осталось последнее — Римское царство; но оно также распалось на десять частей — царств, или, по терминологии пророка Данила, рогов: Гуннов, Ост и Вест Готов, Франков, Вандалов, Свевов, Бритов, Герулов, Англо-Саксов, и Ломбардов, из которых возникли нынешние западно-европейские государства.
Современная схема
Анализируя это пророчество далее, адвентисты утверждают, что слова «и вот вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем были исторгнуты пред ним, и вот, в этом роге были глаза человеческие и уста, говорящая высокомерно» (Дан. 7, 8) относятся к Римской церкви — папству, которое для того, чтобы упрочить свою власть в Риме, из десяти Римских царств три царства уничтожило, а именно: Герулов, Ост-Готов и Вандалов. Встав на место Римского царства, папство, как учат адвентисты, стало могущественнее, чем те десять государств, которые возникли из Римского царства.

В 1870 году многочисленный собор католических епископов провозгласил непогрешимость бедного смертного человека — папы, чем, по мнению адвентистов, доказал, что слова 8-го ст. 7 главы книги пророка Даниила относятся к папству и на нем исполнились. То обстоятельство, что рог — папство — имел, по пророчеству, глаза и даже глаза, как бы человеческие, в отличие от других рогов, по учению адвентистов, указывает, на то, что он обладает политическим умом и хитростью, благодаря которым он испытывает сердца человеческие, властвует над князьями, сеет заблуждения и подвергает сомнению Божественную истину. Именно этот всепроникающий глаз сказывается, говорят адвентисты, в Римской церкви, которые, благодаря своим кзендзам, религиозным орденам, а главное — исповеди, выпытывает в свою пользу тайны своих прихожан.

О том, вело ли папство брань со святыми Всевышнего («я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые». Дан. 7, 21, 22) и превозмогло ли их, свидетельствуют, говорят адвентисты, миллионы мученников. Вальденцы, Альбигойцы, Гугеноты, Гус, Иероним и множество жертв инквизиции дают нам и поныне очевидные доказательства жестокости папского владычества по отношению к святым. Осуществляя на себе слова пророка Даниила: «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего: даже возмечтает отменить праздничные времена и закон» (Дан. 7, 29), папство, утверждают адвентисты, нарушило 4-ю заповедь Божию, заменив субботу воскресением.
Признавая в этом основании папства, антихриста, апокалипсического «зверя», адвентисты утверждают, что господство его в мире ограничено именно определенным периодом, указываемым совершенно точно как пророком Даниилом, так и Иоанном Богословом. Время господства папства пр. Даниилом, по учению адвентистов седьмого дня, обозначено так: «и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (гл. 7, 25). В Апокалипсисе Иоанна Богослова (12 гл. 14), где речь идет о жене, изображающей Церковь Божию или ее святых, тот же самый период назван 31/2 временами (ст. 6), он выражает тоже самое и говорит о 1260 днях.

Итак, три с половиной времени и 1260 дней должны означать одно и тоже. В главе 13;5, где идет речь о том же самом преследовании, как это ясно видно из 7 ст., это время длится сорок два месяца, а сорок два месяца составляют равно три с половиной года, считая месяц по тридцать дней, получим 1260 дней. Так как в данном случай мы имеем дело, говорят адвентисты, с пророческим временем, полученным Даниилом вместе с другими символами, то под 1260 днями подразумеваются не обыкновенные дни, а целые годы, как это видно из Иезек. гл. 4, 6 ст. и из применения семидесяти седмин в книге пр. Даниила (9, 24).

Следовательно, то время, в которое святые Всевышнего, праздничные времена и закон Божий находились во власти папской, длилось 1260 лет. Начало же такого господства папства в мире, по мнению адвентистов, должно относит к тому году, в котором Римский император Юстиниан своим указом дал епископу Римской церкви неограниченную власть над Римом и христианством в 533 году по Р. Хр. Но так как указ этот мог войти в силу только с изгнанием из Рима в 538 г. Остготов, приверженцев арианства, то и 1260 лет должны считаться с этого именно времени. Таким образом, если мы к 538 г. прибавим 1260 лет, то получим 1798 год, в котором папство, действительно, получило смертельную рану, как и предсказывалось Апокалипсисом (13, 3 — 10).

Именно в этом году французский генерал Бертье овладел Римом, ввел там республиканское правление и взял в плен самого папу Римского, после чего казалось, будто самое папство упразднено.
Однако «смертельная рана», к величайшему удивлению всех, опять зажила, хотя прежнее неограниченное владычество папства уже не вернулось назад. Так как, говорят адвентисты, до сих пор все то, что Бог изрек о судьбе сей власти, исполнилось буквально, с пунктуальной точностью, то «нужно ожидать, что день Господень близок и очень поспешает».
Не менее своеобразно развивают адвентисты седьмого дня и учете о загробной судьбе человека. Душа человека, по их учению, умирает вместе с телом, или, как они любят выражаться, засыпает, находится в бессознательном состоянии. По втором пришествии Христовом обновится вся земля, произойдет новое творение мира, после которого будет воскрешение мертвых. Это и есть первое воскрешение. При этом из гробов восстанут только те, которые освящены творческой силой Христа, в них действующей, и совершенное освящение которых запечатлено печатью субботы Иисусовой; которые принадлежать к числу 144 тыс. или же к верующим евреям последнего времени (исх. 31, 17; откр. 14, 1 и 20, 1—5).

Эти праведники, к которым принадлежат адвентисты, будут наслаждаться в тысячелетнем царстве Христа, будут вместе с ним править миром; вместе с ним эти же праведники будут производить судебное следствие над всеми людьми, когда-либо жившими, и на помощь им для определения степени виновности каждого грешника дана будет «книга жизни».

Для подтверждения своего учения о том, что в первое воскрешение восстанут только праведные, т. е. адвентисты, они ссылаются на Откровение (20, 24—6), где говорится, что в первое воскресение оживут и будут царствовать с Христом только те, кто не поклонился зверю и не принял печати его, т. е. праведные; прочие же, т. е. грешники, не оживут до окончания тысячи лет. Косвенное подтверждение своей мысли они находят и в других местах св. Писания. Так Иисус Христос, говорят они, в беседе с саддукеями упомянул о «сподобившихся» достигнуть воскрешения мертвых (Лук. 20, 35); апостол Павел пишет: «все почитаю тщетою… я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3, 8—11).

Если бы было одно всеобщее воскресение, рассуждают адвентисты, то невозможно было бы говорить о «сподобившихся» достигнуть воскресения мертвых, не зачем было бы и стремиться к нему. Ту же мысль находят они и в других местах св. Писания, где воскресение определяется, как такое, в котором могут иметь участие только праведники, напр., Иоан. 5, 29—«воскресение жизни», Лук. 14, 14— «воскресение праведных, Деян. 4, 2— «в Иисусе воскресение из мертвых», Евр. 11, 35 — «лучшее воскресение».

Более же определенное подтверждение слов Откровения они находят в 15 гл. 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. Апостол, уверив своих читателей в истине всеобщего воскресения словами: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», прибавляет далее: «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии и Его. А затем конец, когда Он передаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (22—24).
Картина адвентистского художника Натана Грина (Nathan Greene)
Здесь, говорят адвентисты, апостол различает по времени воскресения три класса. Прежде всех воскрес Христос, как начало воскрешения; затем следуют те, о которых можно сказать, что они Христовы. Они воскреснут тотчас, как явится Христос, на что указывают слова: «в пришествии Его». Третий класс включает всех прочих людей. Эти последние живые люди, по слову Откровения (Апок. 20, 5), не оживут до окончания тысячелетнего царства. По окончании этого царства, восстанут и они, — это будет второе воскрешение, — но восстанут только для суда (праведные судимы не будут). После осуждения, они будут уничтожены вместе с душами. Это и есть «смерть вторая» Откровения (Апок. 20; 12—15; 21).

Тысячелетнее царство закончится всеобщим воскрешением и устроением жизни на земле. Тогда придет Христос на землю в третий (?) и последний раз, с целью завладеть землей. Как произойдет это, научают слова пророка Захария: «и станут ноги в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку, и раздвоится гора Елеонская» (Зах. 14, 4 —10); после того долина будет очищена и приготовлена; на это то приготовленное место сойдет с неба святой город Иерусалим, который будет служить центром обновленной земли (Зах. 14, 4 —10; ср. Откр. 21, 2 — 3). У апостола Иоанна есть и план этого города. Это четырехугольник, улица и ширина, которого равняется 12.000 стадий, т. е. 1.500 английских миль.

Когда Иисус Христос, в сопровождении толпы спасенных, с неба спустится на землю в свой город, тогда воскреснут и все нечестивые. В откровении (20, 5) сказано, что прочие из умерших не ожили, доколе не окончатся тысяча лет. Это то время, когда весь мир узрит славу и величие Сына Человеческого, грядущего со всеми святыми (Иуд. 14, 14). «О них, говорят адвентисты, пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих— сотворить суд над всеми и обличить всех между ними во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

Когда воскреснут нечестивые, сатана будет освобожден из темницы своей и со своими ангелами выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли Гога и Магога, которые тогда воскреснут. Но сатана будет освобожден тогда на малое время. (Откр. 20; 3). Мысленно наблюдая за этой сценой, нет возможности, говорят, адвентисты, сделать себе представление о том страшном количестве людей, как песок морской, которые только на малое время воскреснут из мертвых. К числу их принадлежат все живущие, начиная с первых погибших в начале мира, до миллионов умерших за тысячу лет до выше означенного события во время второго пришествия Христова.

Между ними— также, которые некогда управляли миром:

  • воинские начальники, генералы,
  • великие люди,
  • а также рабы и свободные,
  • лжеучители, мнимые приверженцы Христовы,
  • миллионы миллионов всякого возраста, обоего пола, из всякого племени, колена и языка, со всякого пояса,
  • отвергнувшие истину, которая была предложена им.

Эти воскреснут неизменными, со своими намерениями и воззрениями и лишь для того, чтобы получить заслуженное возмездие. Сатана снова будет стараться привлечь их на свою сторону, уверив их, что это он воскресил их и что святой город принадлежит им. Это легко объяснить словами св. Писания; из них всех он соберет армию, чтобы окружить святой город и, если возможно, завладеть им. Еще раз будет произнесена ложь: «Нет (вы.) не умрете»! и тот факт, что они находятся в живых, послужит подтверждением его изречения. Сатана, лукавый искуситель, воодушевит их надеждой, что они могут, с помощью его новейших изобретений и под предводительством храбрых генералов и полководцев, занять святой город, новый Иерусалим, и навсегда жить на земле и владеть ею.

Известный промежуток времени должен быть между воскрешением нечестивых и нападением на святой город. Об этом ничего не сказано, признаются адвентисты седьмого дня, в св. Писании, но можно предположить, что будут совещания, будут предложены хорошо обдуманный планы, как во время военного совета, так как кроме того надо будет приготовить военный боевые орудия для приступа; невозможно себе представить, чтобы эта огромная армия с пустыми руками принялась за осаду этого обширного и прекрасного города.

Еще следует, говорят адвентисты, принять во внимание одно важное обстоятельство — это пропитание огромного полчища народа. Однако, фантазируют адвентисты, не следует забывать, что вождь этого предприятия имеет большую власть. Он — павший ангел. Св. Писание говорит, что ангелы обладают великою силою и мудростью, чем далеко превышают нас. Мы знаем также, что этот отъявленный развратитель в состоянии совершать чудеса. Он употребит все силы, чтобы утешить слабых, ободрить их и всякими средствами постарается захватить власть.

Не смотря на то, что все нечестивые сперва преклонят колена и всякий язык исповедует, «что Господь Иисус во славу Бога Отца» (Филип. 2, 19), они все-таки, в виду неминуемой вечной смерти, дадут сатане, без особенного сопротивления с их стороны, соблазнить себя и, предводительствуемые им, выйдут и окружат стан святых и город возлюбленный*. Но в решительную минуту, по учению адвентистов, огонь ниспадет с неба от Бога и пожрет их (откр. 20, 9), уничтожить их без остатка: (Пс. 20, 11; 36, 9, 22, 34, 38; 72, 27; 93, 23; 144, 21; Притч. 2, 22; ис. 1, 28; 29, 20; Иерем. 12, 17; Мих. 5, 9; Деян. 3, 23; 2; Петр. 2, 12; 2; Фесс. 2. 8).
Ссылка
Журнал «Маслина», май 1907 г., стр. 72−73.
Вечность мучений адвентисты седьмого дня отвергают. Слово «вечно», по их словам, означает продолжительность, не имеющую границ, только в том случай, если оно относится к тому, что по самому существу своему имеет непреходящее и бесконечное бытие. В этом смысле оно применяется к Богу (Тим. 1, 17; 6, 16; Рим. 1, 23; Быт. 21 —33; Пс. 44 — 7) и к преобразовавшимся святым, которые, согласно словам ап. Павла: «тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 33) — при первом воскрешении облекутся в бессмертие (Иоан. 6, 51; 10, 28; 11, 26; Данила 7, 27). Если же это слово относится к существу преходящему, или чему нибудь ограниченному, то оно означает продолжительность жизни этого существа, большой промежуток времени, оканчивающейся с наступлением его предела.

Въ этом именно смысле слово «вечный» употребляется, например, для обозначения продолжительности службы раба (Исх. 29, 9; 40, 15; Втор. 15, 17), вечность левитского священства (Исх. 29, 9; 40, 15; числъ 25, 13); обрядов и праздников, обрядового Моисеева закона (Исх. 12, 14; Лев. 6, 13. 18. 22; 16; 29. 31. 34; 23, 31. 41; 24, 3; 1ез. 46, 14), продолжительность пребывания земли в ее настоящем положении (Исх. 32, 14; 34, 8—10; 1ер. 18, 16).

В других случаях, когда слово «вечно» относится к будущему состоянию нечестивых и к месту мучений, оно так же имеет ограниченное значение, во-первых, потому, что нечестивые не могут существовать бесконечно, так, как они тленны и смертны (Гал. 6, 8; Рим. 8, 13; Мате. 3, 12; 13, 30 — 40; Откр. 2, 11; 20, 6), во-вторых, и по причине того, что геенна будет на земле (Исх. 30, 33; 34, 8—10; 2 Петра 3, 7;'Откр. 20, 7. 8. 9; Мал. 4, 1 —3; 2 Пет. 3, 13; Ис. 35,-1 —10; 60, 18, 21; Откр. 5, 13) и, наконец, на основании следующих мест св. Писании: Рим. 6, 13; Втор. 30, 15 — 19; Гез. 18, 23 — 25. Допустить же вечность мучений, говорят адвентисты, невозможно еще и потому, что это не совместимо с достоинством Божьим.

Третью особенностью адвентистов седьмого дня является субботство. Они требуют восстановления прав древней субботы, перенесения на нее празднования и освобождения от всяких работ. В доказательство своего учения относительно празднования субботы, а не воскресения, адвентисты прежде всего указывают на то, что заповедь о праздновании этого именно дня дана Самим Богом еще в раю, тотчас после окончания творения мира. Еще тогда, говорят они, Господь Бог благословил седьмой день и освятил его: «ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2. 3). На горе Синае Господь снова напоминает народу Израильскому о субботе и требование о ее соблюдении облекает в форму положительного закона (Исх. 20, 8), за соблюдение которого Господь обещает народу особое благословение (Иep. 17, 24, 26), а в противном случае грозит всякими бедствиями (Иерем. 17, 27).
Адвентистские пионеры Эллен Уайт (справа) и ее сестра близнец Элизабет. США, 1850 год.
И в Новом Завете сам Христос, говорят адвентисты, примером своим учил чтить субботу, когда, например, по субботам ходил в синагогу для чтения и проповедования слова Божия (Мар. 1, 20; 6, 2; Луки 4, 16), учил в субботу делать добро (Me. 12, 12.), заботился о сохранении субботнего покоя Его учениками и последователями, когда говорил: «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Me. 24, 20). Подражая примеру своего Учителя, и ученики И. Христа свято чтили субботу. Так, женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, возвратились от гроба Господня, приготовили в пятницу масти и благовония, а «в субботу остались в покое по заповеди» (Луки 16, 12; Луки 23, 54 — 56; 24, 1).

Даже апостол Павел, по мнению адвентистов, сделавшись христианином, чтил день субботний по заповеди. Слово Божие, говорят они, указывает что он работал шесть дней в неделю, а «во всякую субботу говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Эллинов» (Деян. 18, 3—4) и своим примером не только христиан из Иудеев, но и из язычников, побуждал чтить субботний покой, проповедуя слово Божие только по субботам. (Деян. 13, 42 — 46; 18, 4). Вот почему апостол Павел и пишет, что «для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4, 9). Считая себя христианами, или народом Божьим, адвентисты посему и хранят субботу тем более, что, по пророчеству Исаи, говорят они, суббота будет святиться и на новой земле (Ис. 66, 22—23).

Остальные пункты вероучения адвентистов седьмого дня совершенно тождественны с учением баптистов. Они отрицают всю церковную обрядность, почитание святых икон, креста, мощей, молитв к святым угодникам Божьим и возможность для последних ходатайства за живых на небе. Из таинств признают только два— крещение и причащение. Первое совершают они только над взрослыми и непременно через погружение, а пред преломлением у них бывает омовение ног.

Характерной особенностью адвентистов седьмого дня является признание ими в качестве пророчицы некой Елены Уайт. Они утверждают, что Уайт находится в отношениях с самим Богом, и ее видения признаются, как внушение свыше; писания же ее почитаются адвентистами-субботниками почти наравне со св. Писанием.

6. Нежелание некоторых адвентистов-субботников признавать видения Елены Уайт за внушение свыше послужило причиною образования новой ветви адвентистов седьмого дня в 1864−66 годах, известной под именем «Церковь Божья».
Джеймс Уайт объясняет Закон Божий. США, конец 19 века.

Из всех перечисленных выше адвентистских общин самой многочисленной и распространенной являются «адвентисты седьмого дня», или субботники.

В Америке они насчитывают более 700 общин с 30 тысячами членов. В 1881 году во главе этой секты стоял Джеймс Уайт, муж известной пророчицы Елены Уайт. В 1861 году в Батль-Крике (Мичиган) запустилось большое издательское предприятие, печатающее на всех языках цивилизованных народов газеты и брошюры в духе адвентизма. Рядом с ним возник в 1875 году целый институт для подготовки проповедников адвентизма, имевший в 90 г. г. 19 века до 100 учеников.

Из Америки в весьма недавнее сравнительно время секта адвентистов седьмого дня проникла в Европу, где нашла себе благоприятную почву среди многочисленных протестантских сект. Центром первоначальной деятельности адвентистов в Европе сделался Базель, где они открыли отделение своего издательского предприятия, хотя с незначительным успехом. Вскоре однако свою деятельность адвентисты сосредоточили в космополитическом Гамбурге; Здесь они организовали издательское общество под названием: «Международное Трактатное Общество», цель которого — издание брошюр на всех европейских языках для пропаганды адвентизма. Это общество в настоящее время имеет свои ответвления в Гамбурге, Базеле, Лондоне, Батл-Крике, Окленде, Meльбypне, Pио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе, Капштадте, т. е. чуть ли не во всем мире.

Их базельский орган «Herold der Wahrheit», а английскийй главный орган — «The Advent review and Sabbath Herold». В 90 г. г. это общество стало издавать свои брошюры и на русском языке, число названий которых с каждым годом все увеличивается. В настоящее время им уже изданы:

  • «Библейские чтения о настоящей истине»,
  • «Суббота Нового Завета»,
  • «Какой день ты празднуешь и почему»,
  • «Состояние мертвых»,
  • «Блаженное упование христианина»,
  • «Употребление табака при свете Библии»,
  • «Табак в свете науки»,
  • «Полная Вера»,
  • «Страдания Христа для спасения человечества» Е. Г. Вейт,
  • «Христианские воздержания» Э.I. Уайт,
  • «Второе пришествие Христа»,
  • «Путь в святой град указанный Даниилом»,
  • «Библейский указатель важнейших учений о вере».

Брошюры — «Библейское чтение о настоящей истине» и «Библейский указатель важнейших учений о вере» представляют собою адвентистский катехизис, причем первая брошюра по характеру изложения весьма напоминает «Православный Катехизис» митр. Филарета, будучи изложением учения адвентизма в форме вопросов и ответов на них словами св. Писания.

Специально для русских читателей адвентисты издают журнал «Маслина». Весьма характерное также издание адвентистов — графическая таблица апокалипсических зверей, описанных в пр. Дан. гл. 2, 7, 8 и апок. г. 2; 13, 11—18; 13, 1—10; 9, 1—12; 9, 13—21; 11, 15— гл. 14, 20; 14, 9—12.

Брошюры обычно издаются в половину листа, иногда на желтой бумаге и распространяются в России отчасти бесплатно, отчасти за плату либо специальными агентами, либо через «Библейское Общество».
В первый раз в России идеи адвентизма были брошены в среду наших сектантов в начале 90-х годов 19 века известным проповедником Иоаганом Перком, агентом Гамбургского общества, который еще не так давно разъезжал на юге России и целыми массами распространял листы и брошюры, пропитанные идеями новой секты. Самые ранние следы появления адвентизма в России мы находим в Таврической губернии и в частности в городе Евпатории.

Здесь адвентизм появился в 90 годах 19 века; отсюда семена его учения рассеялись по немецким колониям и хуторам Евпаторийского и Перекопского уездов. Когда же идеи адвентизма привились среди немцев, то тотчас же сделана была попытка распространить это учение и среди русских.

Так, немец Гамбургер явился с большим запасом изданий гамбургского «Трактатного Миссионерского Общества» о «7-м дне», стал распространять их в селении Тимошевка; немец Деркенд в с. Юрьевке, братья Лензаны поселились для пропаганды адвентизма в с. Воинки. Но пропаганда их среди православных успеха не имела; напротив, — среди баптистов была весьма успешна. Из Евпатории адвентизм в 1897 году был занесен в г. Бендеры Кишиневской епархии, где до 1907 года развивался весьма слабо, имея последователей около 10 человек. В этом году в гор. Бендеры появились проповедники из Гамбурга и организовали здесь свою общину по преимуществу из немцев.

Въ конце 80-х годов адвентизм появился и в Подольской губернии. Здесь также первыми последователями его были немцы — баптисты и чехи колонисты. Из Подольска адвентизм стал распространяться на восток по проторенной штундобаптизмом дороге и сначала появился на Волыни, а потом и в Киевской губернии. Около 1898 —1899 годов ревнители православия стали сообщать киевским миссионерам о появлении среди местных штундо-баптистов какого-то раскола и постоянных споров на религиозной почве.

Позднее стало известно, что один из вожаков киевской штунды, Иван Кушнеров, начал будто бы проповедовать о необходимости празднования субботы. Потом он оставил это учение и продолжал пребывать в баптизме. Около 1900 г. в урочище Святошине, возле Киева, уже организовалась новая сектантская община субботников-адвентистов, которая начала устраивать свои молитвенные собрания и проповедовать о близости второго пришествия Христова. В состав новой секты вступили главным образом немцы, почему и самые молитвенные собрания их сначала происходили по преимуществу на немецком языке.

В 1901 —1902 году многие из числа киевских сектантов баптистов и ревнителей православия стали получать на желтом листе большого формата, так называемую, «пророческую картину», на которой были изображены: истукан, показанный пророку Даниилу в видении (гл. 2) и те звери, которые описаны, а пророчестве Даниила, главы: (7, 8); Апокал. гл. 12, 13—14; 9, 1—11, 15.
Сенный рынок в 19 веке, Киев.
При помощи этих картин адвентисты докладывали, что время пришествия Христова дня наступило, так как все пророчества уже исполнились. Спустя немного времени появилась и книжечка, состоящая из 27 брошюрок в 1/16 листа, переплетенных вместе, под общим заглавием: «Библейские чтения о настоящей истине», издания «Международного Трактатного Общества», Гамбург, Базель, Баттл-Крик". В этой книжке заключалось полное издание вероучения адвентистов ъ катехизической форме.

С этого времени идеи адвентизма мало-помалу стали проникать и в села, где они производили громадное впечатление на сектантов-штундистов. В 1903—1904 году священники-миссионеры доносили, что многие штундисты перестали праздновать воскресный день и заменили его субботой. Одновременно с этим поступали заявления, что сектанты — штундисты села Сидоровки, деревни Баши и др. перестали употреблять в пищу свиное мясо, а имевшиеся у некоторых свиньи были живьем закопаны в землю. В объяснение такой жестокости сектанты указывали, что слово Божие употреблять в пищу свиное мясо запрещает; продать свиней православным — значит ввести их в великий грех, — поэтому они, чтобы не быть виноватыми в соблазнении брата, решили зарыть свиней, ибо даром проливать кровь тоже — грех.

Увлечение адвентистским учением о необходимости празднования субботы, запрещения есть свиное мясо на первых порах приводило некоторых сектантов к мысли о необходимости обрезания. По донесению благочинного миссионера, некоторые из сидоровских сектантов ходили к одному из соседних раввинов, чтобы получить обрезание и вместе с тем узнать и способ его совершения.

Одновременно с появлением адвентизма в Невской губернии появился он и в Херсонской, где в данное время им заражены: Еремеевский, Бузиновский, Завадовский, Новопокровский Гандрабуровский, Гвоздавский, Лысогорский, Солоновский, Сербуловский, Исаевский и Любомирские приходы. Во всех этих местах адвентизм распространился на счет штундо-баптизма, будучи занесен первоначально в губернию из г. Евпатории*.

С объявлением свободы вероисповедания Высочайшим указом 17 апреля 1905 г., адвентисты немедленно перенесли свои молитвенные собрания из Святошина в г. Киев. Вблизи многолюдного базара (Сенного) на Львовской улице они сняли большое помещение, в котором четыре раза в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресение — стали совершать свои молитвенные собрания по два раза в один день — один раз для немцев, на немецком языке, а другой для русских.

Главным руководителем и проповедником адвентизма был немец Вильгрубе, а помощником у него состоял молодой, недавно окончивший адвентистскую семинарию в Гамбурге, Шмидт.
Ссылка
Летом 1909 года впервые официально зарегистрирована община адвентистов седьмого дня и в Одессе, где в доме № 25 по ул. Спиридоновской Константин С. Шамков открыл их молитвенный дом.
Для привлечения к себе большего внимания, адвентисты напечатали на немецком языке сначала небольшая афишки, которые и стали раздавать всем при выходе из немецкой кирхи. В этих афишках они объявляли о весьма близком времени пришествия Христа и открытии ими ряда чтений для толкования относящихся к этому мест св. Писания, указывая время и место своих собраний.

Чтобы обратить на себя внимание русских, адвентисты посылали некоторых своих членов прямо по домам. Наметив себе какую либо улицу или часть города, населенную рабочим или ремесленным по преимуществу людом, они переходили из дома в дом и вручали жителям небольшие печатные билетики, на которых было написано об открытии в Киеве на такой то улице молитвенных собраний христиан, ожидающих близкого пришествия Христа. На вопрос удивленного обывателя, что это значит, сектант (или сектантка) излагал основные черты своего учения, подкрепляя их текстами св. Писания. Если замечали в слушателях интерес, то оставляли им несколько брошюр по преимуществу о праздновании субботы и близком втором пришествии Христовом, с просьбой прочитать внимательно, обещая скоро зайти за этой брошюрой, объяснить то, что окажется непонятным, и принести другие книжки, а также с просьбой посетить их собрание, хоть один раз. При помощи таких средств весть о появлении нового учения быстро проникла во все уголки обширного города.

Дарование свободы вероисповедания по Высочайшему указу 17-го апреля 1905 года дало возможность широко развить пропаганду адвентизма. В Киеве, Москве, Петербурге, Риге, Александровске, Евпатории, Севастополе, Саратове, Ташкенте, Пятигорске, Сочи, Ставрополе, Сухум-Кале, Ереване, Оренбурге, Урале, Варшаве, Лодзи, Митаве, Ревеле, Ровно, Юрьеве, Александрополе, Бендерах, Таганроге, Одессе и множестве больших и малых сел и деревень начали открыто устраиваться молитвенные собрания адвентистов — эти главные орудия пропаганды сектантства и распространения их литературы, некоторые проповедники адвентизма как, например, Шамков, прибегали даже к таким средствам.

Поселившись в месте Белая-Церковь, Киевской губернии, Шамков стал на базарах нанимать грамотных молодых парней, ищущих работу по 3—4 руб. в месяц. Вместо всякой работы он читал им Библию и толковал содержание ее в духе вероучения адвентистов. Когда же они были ознакомлены с учением секты в достаточной степени, он отпускал их домой, где они уже распространяли эту секту между своими родными и знакомыми.

Константин С. Шамков
Еще на пятой конференции адвентистов в сентябре 1905 года в Александродаре было постановлено: «будучи народом миссионерским, мы убеждены, что Господь в устройстве миссионерских и трактатных кружков дал нам возможность быть сотрудниками в Его деле. Так как у нас нет столько работников, сколько было бы желательно, мы обещаем трудиться с большим усердием, каждый вокруг себя распространяя истину, как устным словом, так и посредством печатных произведений»*.

Исполняя это постановление, адвентисты в последнее время образовали, так называемые, «миссионерские кружки», задачей которых является вести «миссионерские беседы» в таких семьях, члены которых проявляют некоторый интерес к слову Божию, хотя и не посещают еще собрания; устраивать «Библейские чтения», и, наконец, распространять при помощи, так называемых, «миссионерских писем» и печатных проповедей учение адвентистов среди лиц, живущих вдали от них. Заметив в ком либо интерес к вопросам веры или любовь к благотворительности, члены этого кружка без всякой церемонии нахально навязываются со своими беседами.

В своей миссионерской ревности особенно отличаются женщины и девушки адвентистки; последние проникают даже в кельи монахов и монахинь и не стыдятся на улицах приставать даже к православным священникам и, вступая с ними в разговор, стараются навязать им свои брошюры с изложением того или иного пункта своего учения.

В 1908 году во время страстной седмицы, в пятницу, одна из членов этого кружка дошла до такой степени нахальства, что зашла в храм религиозно-просветительного общества в г. Киеве и там, стоя у плащаницы, лежащей посреди храма, стала смущать совесть православных, приходивших для поклонения, говоря: «что это вы своего Бога то распинаете, то погребаете, то снова воскрешаете»; когда же ее наконец прогнали оттуда, она перешла в ограду Михайловского монастыря и среди богомольцев продолжала вести подобный же речи до тех пор, пока не была насильно изгнана и отсюда. Другая со своими брошюрками проникла даже в здание духовной Консистории, под предлогом продажи изданий «Трактатного миссионерского общества в Гамбурге», пыталась пропагандировать учение адвентистов среди чиновников Консистории.

Для удобства в управлении общинами, а также пропаганды своего учения, вся Россия адвентистами разделена в настоящее время на 5-ть следующих частей или округов, носящих техническое название «поля», «союзы», «соединения»: «Кавказский союз», «Северо-Российское миссионерское поле», «Южно-Российское миссионерское поле», «Восточно-Российское миссионерское поле» и «Средне-Российское миссионерское поле». Каждое такое «поле» включает целый ряд губерний.
Ссылка
Журнал "Маслина", 1906 г. кн. 5, стр. 38 § 6.

На седьмой годовой конференции Германского союза в Фриденсау с 5−12 июля 1907 г. было постановлено «Северно-Российское поле» разделить так, чтобы губернии Эстляндская, Лифляндская, Курляндская, Псковская и принадлежащая до сих пор к «Средне-Российскому миссионерскому полю» с. Петербургская и Витебская губернии составили «Балтийское соединение», а губернии Волынская, Царство польское, Ковенская, Гродненская, Минская и Виленская составили «Западно-Российское миссионерское поле» с 19 Декабря 1908 года.

Русские адвентистские общины, соединенные в «поля», «союзы» и «соединения», до седьмой годовой конференции Германского союза 5 Июля 1907 года входили, как часть в «Германское соединение союзов», во главе которого состоит особый комитет из выборных лиц:


  • председателя Л.Р. Конради,
  • помощника председателя Г. Ф. Шуберта,
  • помощников председателя для России И.Т. Бехтера,
  • письмоводителя В. Изинга,
  • казначея Б. Зеварина,
  • помощника казначея Н. Шлатерера,
  • казначея для России Э. Крипера,
  • письмоводителя субботней школы и трактатного общества В. Изинга, Русских учителей С.К. Баянуса, Ф.К. Ицмана.

Каждый район, или «поле», управляется особым комитетом, во главе которого состоит рукоположенный «проповедник» и при нем от 2 до 3 лиц. Кроме того для чисто миссионерской работы в помощь проповеднику назначаются «разъездные проповедники», «библейские работники» и «колпортеры».

Так в «Северо-Российском миссионерском поле»:

  • проповедником и представителем комитета состоитъ Д.П. Геде и И. Спроге;
  • разъездные проповедники: К. РемФерт, Я. Юриксен;
  • библейские работники: А. Раун, И. Пахла, Г. Трутовский;
  • комитетъ составляет Д.П. Геде, И. Т. Бетчер, К. РемФерт, И. Спроге, Я. Шнейдер;
  • колпортеры: В. Конрад, Л. Зандер, Зоммер, А. Клемент, И. Дрейман.

В «Средне-Российском миссионерском поле»:

  • проповедник О. Вильгрубе,
  • Библейские работники: К. Шамков*, Б. Шмидт, А. Озоль.
  • Фельдшерица и библейская работница Р. Клепст,
  • библейский работник и колпортер И. Пилькевич;
  • колпортеры: А. Кузмин, С. Проваловский, И. Репутин, Е. Скоробрещук; временный колпортер И. Лукас.
  • Комитет составляет: О. Вильгрубе, И. Т. Бехтер, А. Гронберг.

В «Южно-Российском миссионерском поле»:

  • проповедники: Д. Исаак, И. Перк, Г. Тец;
  • библейский работник: В. Шлегель;
  • колпортеры: братья Байш, П. Тиссен, Д. Регер, Г. Фриц.
  • Комитет: Д. Исаак, И. Перк, И. Альбрехт, П. Писсен, И. Дымань.

В «Восточно-Российском миссионерском поле»:

  • Проповедники Г. К. Лебсак и Г. Гетце.
  • Библейские работники и колпортеры: Г. Оствальд, Г. Берг, Г. Шваб. Колпортер: Я. Чельдт.
  • Комитет: Г. К. Лебсак, Г. Гетце, И. Вукерт, Г. Титтель, Г. Шваб.
Ссылка
Теперь состоит проповедником Одесской общины адвентистов.
С 1-го января 1908 года, согласно предложению генеральной конференции, постановлено отделить Россию от «Германского союза» и организовать самостоятельный «Российский союз».

Ежегодно для обозрения успехов своих миссионеров, для выработки новых мероприятий адвентисты, по примеру штундо-баптистов, устраивают в различных местах России свои конференции. Таких конференций в России в 1907 году было уже 3, а именно: для Южной России с 12−17 сентября в г. Бендерах; с 19−23 сентября для Средней России в г. Киеве; в Восточной России в Добрине или Саратове с 25−30 сент.; на Кавказе в Александродаре с 3−7 октября; в Северной России в Риге с 11−16 октября.

Кроме этого ежегодно бывают годовые конференции германского союза, которых до прошлого 1907 г. было 7. На конференциях в С.-Петербурге Beликoкняжecке и Святошине было решено послать благодарственное письмо Государю за дарование закона 17 апреля 1905 г. Это письмо, составлено в общих туманных выражениях, трудноуловимого содержания*.

На седьмой годовой конференции в Фриденсау 5 июля 1907 г. было постановлено открыть книжный склад — отделение Гамбургской типографии, который в настоящее время уже и открыт в г. Риге. Каждая отдельная община управляется пресвитером, который непременно должен быть рукоположен проповедником, назначенным союзом. Пресвитера находятся в такой зависимости от проповедников, что им запрещается, например, принимать иных членов или исключать старых из общины без совета с проповедником.

Для образования проповедников адвентисты имеют миссионерскую семинарию в Фриденсау, в которой с ноября 1906 года открыто особое отделение для уроженцев России. Здесь преподаются предметы: Библия, миссионерская история, в связи с церковной историей, всеобщая история, русский и немецкий языки, география и арифметика. Уже в первый год открытия этого отделения сюда поступило 10 «братьев» и 9 «сестер" — будущих проповедников адвентизма в России.
Ссылка
Благодарственный Адрес ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ.

Мы, верноподданные Вашего Императорского Величества, принадлежащие к Христианскому Обществу Адвентистов Седьмого Дня, распространенному по всему миру, в лице нижеподписавшихся уполномоченных общинами, находящимися в Государстве Вашего Императорского Величества, в виду тяжелого положения нашего дорогого Отечества, осмеливаемся всеподданнейше выразить Вашему Императорскому Величеству нашу глубокую скорбь, вместе со всеми Богобоязненными людьми Страны, умоляя Всевышнего о полном успокоении нашей Родины, при котором Она могла бы продолжать Свое развитие.

Мы преисполнены величайшей благодарности к Богу, в Своем провидении расположившему сердце Вашего Императорского Величества даровать всем Христианским Вероисповеданиям давно желанную свободу совести, за которую мы горячо благодарим Ваше Императорское Величество, в полной уверенности, что ее блага будут предоставлены и нам.

При этом мы осмеливаемся всеподданнейше изложить перед Вашим Императорским Величеством основания нашей веры:

Священное Писание Ветхого и Нового Завета мы признаем за Слово Божие и верим в Открытого Им Бога и Его Единородного Сына Иисуса Христа, через которого Он сотворил вселенную, через которого Он держит ее, Кровью которого мы искуплены и который вскоре явится во славе Своей. Мы верим также в Божью Силу Святого Духа.

В законе десяти заповедей мы видим неизменную волю Ббожию, согласно которой седьмой день четвертой заповеди мы признаем библейской неизменной субботой Господней. Кроме того, по учению Евангелия, мы совершаем крещение, омовение ног и вечерю Господню.

Посредством нашей веры, основанной на Священном Писании, мы тесно связаны с детьми Божьими, находящимся на всей земле, и, соответственно этому, имеем правильное общественное устройство и признаем апостолов, пророков, пастырей, учителей, пресвитеров и диаконов. Относительно содержания служителей Евангелия мы везде руководствуемся указаниями Священного Писания,

Мы верим, что Правительство поставлено от Бога и молимся за Него и, на основании Библии, обязуемся «отдавать Кесарево Кесарю», принося Ему подати, налоги, страх и честь, «а Божие Богу», соблюдая Его заповеди.

Мы повинуемся учению Священного Писания относительно брака и воспитания детей. Видя во Христе и телесного Врача, мы руководясь Его советами, стараемся вести здоровый образ жизни и потому не употребляем никаких спиртных напитков и всех вредных возбуждающих средств. По той же причине мы, для блага человечества, уже имеем во всех частях света более пятидесяти научно обоснованных лечебных заведений и цветущие, промышленные школы для образования и воспитания молодых людей. Для сообщения человечеству знаний относительно его духовного и материального блага мы имеем обширную литературу.

Все наше Общество состоит из восьмидесяти тысяч взрослых членов, из которых более двух тысяч двухсот находится в Государстве Вашего Императорского Величества.

Всеподданейше изложивши все это Вашему Императорскому Величеству, мы осмеливаемся выразить наше сердечное желание, чтобы Господь сохранил Ваше Императорское Величество для блага нашей Родины еще на многия лета.

Решено на конференциях в С.-Петербурге, 1 октября 1905 года. Великокняжеске, 9 октября 1905 года.
По ежегодным отчетам самих адвентистов, количество их в Европе к началу 1906 г. было около 7 000; из них на долю России приходилось до 2 261. В 1907 г. число адвентистов возросло вообще
в Европе до 10.000 и в частности в России — до 3000 членов*.

Однако на самом деле число последователей учения этой секты гораздо больше. Это явление объясняется тем, что адвентисты ведут запись только таким последователям своего учения, которые примкнули к «Немецкому соединению союзов» и дали согласие платить «десятину». Отказ от уплаты десятины ведет к решительному исключению из списков.

Так в Невской губ. с. Сидоровка некоторое время была зарегистрированы в отчетах адвентистов, но когда Сидоровские адвентисты стали тяготиться этими поборами и отказались от взноса «десятины», то были исключены из списка, хотя они и продолжают признавать все остальные пункты учения их секты. «Десятине» адвентисты седьмого дня стараются придать весьма большое значение.

«Десятина», учат они, способствует достижению великой цели Евенгелия, которое должно быть проповедано всем народам и племенам, и потому каждый, дающий десятину, участвует в этом великом деле спасения; если все будут верны в уплате десятины, то и касса для расходов на дело Божие будет полна и дающие не обеднеют"**.

И действительно, существование десятины дает адвентистам громадные средства для распространения своего учения. 20 лет тому назад в Европе было всего 1000 душ адвентистов, а теперь одних работников-миссюнеров уже 1000, которые рассеялись по всем решительно уголкам вселенной. Последователи их есть в Японии и Корее, Южной Африке, Америке; Вест-Индии и центральной Америке; Индии и в нашей далекой Сибири.

В течение 1906 года миссионерами адвентистами заняты были следующая места: Амсий Хопан и другие китайские города, Кобе, Япония, Корея, Британский Гондурас, Филиппинские острова, острова Принца Эдуарда, Британская Гвиана, Перу, Порто-Рико, Ява, Суматра, Ост-Индия, Тринидат, Вест-Индия, Сингапур, Острова Фиджи, Центральная Америка, Мексика, Паратонга, Острова Кука, и другие***. Отсюда можно заключить, какие размеры принимает проповедь адвентизма, в настоящее время.

Чтобы содержать такую армию миссионеров, адвентистам нужны громадные средства. Как много нужно их, можно судить из признания самих адвентистов****, что 10,000 уверовавших в одной Европе требует ежегодного расхода при 200 работников 380,000 марок (около 190,000 р.) А так как в данное время адвентисты-субботники считают во всем мире 90 тыс. своих последователей, при 1000 работниках, то на содержание их тратиться ежемесячно 40 тыс. руб. или до полумиллиона в год.
Ссылка
Журнал «Маслина», 1907 г., 4 кн. 52 стр.
Журнал «Маслина», 1906 г., кн. 6. 90 стр.
Журнал «Маслина», 1907 г. кн. 5 стр. 73.
Журнал «Маслина», 1907 г. кн. 11 стр. 162—163.
Журнал «Маслина», 1907 г. кн. 12 стр. 192.
Интересные сведения мы находим в отчетах самих адвентистов, во что обошлась им работа в России, например, в 1906 году. Оказывается, что на жалования, дорожные издержки, наем залов и т. д. «Германским союзом» израсходовано:

На Восточную Россию 4,573 р. 39 к.
«Южную» 3,540 р. 26 к.
«Северную» 5,561 р. 74 к.
«Среднюю» 4,325 р. 98 к.
«Русскую Азию» 960 р. 10 к.
Итого: 18,961 р. 47 к. В 1905 же году на это же дело было израсходовано 14,582 руб. 20 к.

Но, расходуя на пропаганду своего учения в России такие суммы, адвентисты с каждым годом начинают извлекать все более доходов из нашей родины, заставляя ее все издержки по пропаганде в ней покрывать своими взносами их русских последователей. Так уже в настоящее время из России «германский союз адвентистов» получает значительный денежные суммы: в 1906 году, например,—до 15 тысяч*.

Все денежные сборы, делаемые адвентистами, разделяются на 5 разрядов:

  1. Первый и самый главный сбор носит название «десятины». От него не освобождается никто, — каждый адвентист обязан дать одну десятую часть из всех своих доходов: торговцы — десятую часть своей прибыли, а землевладельцы из произведений земли. Как велик этот доход, можно заключить из того, что только за 9 месяцев 1907 г. (с 1-го января по 31 сентября) поступило 12.238 руб. 65 к. с 3000 членов.
  2. Второй сбор носит название «сбора еженедельных приношений»; за тот же промежуток времени его поступило на сумму 259 р. 79 коп. До 31-го июня 1907 г. этот сбор назывался «сбором первого дня недели"**. Но, не желая давать даже намека на то, что апостолы повелением «въ первый день недели отлагать у себя, и сберегать, сколько позволитъ ему состояние» (1 Кор. 16, 2) отличали воскресение от других дней недели, адвентисты постановили дать этому сбору вышеупомянутое название.
  3. Третий сбор, — «сбор молитвенных дней»,—самый незначительный: 72 р. 25 к. Он слагается из копеечных пожертвований посетителей молитвенных собраний.
  4. Четвертый сбор, — «сбор субботней школы» за тот же 9-ти месячный период дал 1356 руб. 68 коп.
  5. И, наконец, пятый сбор образуется из членских взносов, миссионерских округов, почему и носит название «сбора миссионерских трактатных кружков», этого сбора за девять месяцев 1907 г. поступило 2191 руб. 69 коп. Расходуется он исключительно на дело издательства брошюр, листов и журналов с изложением адвентистского учения.

Таким образом, 2558 адвентистов, живущих в России, в течете 9 месяцев 1907 года пожертвовали на распространите учения своей секты, 16.119 руб. 60 коп. т. е. каждый член этой общины дал в общем 7 руб. 14 коп.***

Ссылка
Журнал «Маслина», 1907 г. кн. 4, стр. 52.
Сравнительный 3-х месячный отчет русского района, принадл. к немецкому соединению союзов за 1907 год с 1-го апреля до 1-го июня и с 1-го июня до 1-го сентября, журнал «Маслина», 1907 г. кн. 8—11.
См. тамже журнал «Маслина» 1907 года кн. 5, 8, 9.
Г.И. Лебсак, начало 20 века
История распространения адвентизма в России чрезвычайно напоминает историю появления и дальнейшего развития у нас штундизма. Здесь мы также видим, что главными виновниками перенесения идей адвентизма на русскую почву являются немцы; они же до сих пор стоят и во главе всего дела пропаганды этого учения у нас; это особенно становится ясным из приведенного нами списка председателей, проповедников, казначеев, библейских работников и секретарей, где нет почти ни одного русского имени.

Попытки немцев-проповедников адвентизма на первых порах своего появления в России привить свое учение непосредственно русским людям и даже русским сектантам не привели ни к каким результатам. Наоборот, среди немецких колонистов южной и восточной России, в религиозном отношении представляющих всевозможную смесь всякого рода сект, адвентизм, как раньше штундизм, встретил самый радушный прием и большой успех. Когда он здесь утвердился, то стал проникать, благодаря им, сначала в среду русских сектантов, а через них и в чисто православных людей. Чтобы убедиться в этом, стоит только обратить внимание на названия тех мест, где утверждался адвентизм: Гофельд, Карлсруэ, Кроненталь, Куберле, Фриденсталь, Фюрстенорт, Фридрихсфельд, Варенбург, Гольштейн, Кана, Страсбург, и множество других немецких колоний представляют прямо гнезда адвентизма.

В данный момент взоры «Германо-Русской Союзной Конференции» адвентистов жадно обращены на Сибирь или, как они называют, на Азиатскую Россию. Она уже выделила этот обширный край в отдельное миссионерское поле, во главе которого поставила опытного и энергичного проповедника Генриха Иоганновича Лебсака с несколькими помощниками*. Адвентисты заранее учитывают все выгоды от развития в Сибири путей сообщения и того великого притока населения, какое обещает великое переселение русского крестьянства из Европейской России. Вместе с православными переселенцами туда двигаются целый кадры сектантов немцев-колонистов, часть которых — адвентисты, местах же своего поселения обращают на первых же порах в совершенно незаметные ячейки сектанства, ядом своего учения однако заражающие все, что к ним прикасается. Их последователи уже есть в Самарканде, в Ташкенте, Алм-Ате, в 13-ти милях от Семипалатинска, вблизи Омска, Акмолинска и других местах.
Ссылка
Журнал «Маслина», 1907 г. кн. 11 стр. 161 — 163.

Выросши на почве штундизма, адвентисты однако относятся к последователям его с ненавистью. «На днях, пишет в своем докладе благочин. 20 кр. Звенигородского уезда от 15-го июня 1908 г. за № 396, штундобаптисты из деревни Поповки (Чаплынскаго прихода), приходившие на молитвенное собрание в с. Бужанку к своим единоверцам на обратном пути в д. Семеновке принуждены были выдержать сильный диспут по вопросу о субботе и воскресении с Семеновскими адвентистами, едва не окончившийся рукопашным боем».

Не так давно мне приходилось вести беседу с одним из представителей киевских адвентистов — проповедником Шмидтом. Когда в разговоре с ним я коснулся киевских штундобаптистов и спросил его мнения о них, то, к своему удивлению, услышал самую мрачную характеристику их. Напомнив мне слова Спасителя о книжниках и Фарисеях, Шмидт сказал, что по лицемерию и злобности своей они не далеко ушли от своих иудейских родоначальников. Обходя море и сушу и совращая людей в свою веру, они, сказал Шмидт, делают и своих последователей негодными для царства Божия. Замечательно, что тот же Шмидт о православных чрезвычайно высокого мнения, как о народе в высокой степени религиозном, искреннем и незлобивом.

Для знакомства с вероучением адвентистов лучшим пособием могут служить те многочисленные брошюры и листки, которые в настоящее время изданы на русском языке «миссионерским трактатным обществом в Гамбурге», названия которых следующие:

  1. «Библейское чтение о настоящей истине»,
  2. «Библейский указатель важнейших учений о вере»,
  3. «Состояние мертвых»,
  4. «Блаженное упование христианина»,
  5. «Суббота нового завета»,
  6. «Какой день ты празднуешь и почему»,
  7. «Второе пришествие Иисуса Христа»,
  8. «Полная вера»,
  9. «Путь в святой град, указанный прор. Даниилом» и др.

Как секта в России сравнительно новая, не только удаляющая православного русского человека от Церкви Христовой, но подрывающая его национальное самосознание и навязывающая ему иго ветхозаветного еврейства, адвентизм требует серьезной с ним борьбы православной миссии и всестороннего изучения его истории и вероучения, которые пока только начали разрабатываться в нашей противосектантской литературе.
Николай Андреевич Белогорский
Киевский епархиальный наблюдатель (бывший епархиальный миссионер)
Николай Андреевич Белогорский - выпускник КДА (1896), киевский епархиальный наблюдатель церковных школ, миссионер.